Елена (Московская) Семёновна Девочкина - первая игуменья Новодевичьего монастыря в Москве. В Русской православной церкви почитается в лике преподобных.
Точная дата рождения преподобной Елены неизвестна, обычно обозначают период с 1450 по 1460 годы. Предполагают, что ее отцом был дворовый сын боярский Семен Никитич Девочкин.
Первые коды своей жизни Елена провела в Суздале. Благодаря своему знатному происхождению, она получила хорошее образование, что позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов.
Монашеский постриг Елена приняла в суздальском Покровском монастыре, который неоднократно посещал великий князь Василий III.
Это время считается периодом наибольшего подъема обители. В начале XVI века Василий III пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат. Одной из первых узниц монастыря стала обвинённая в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии.
В это же время монахиня Елена по указанию великого князя Василия III перешла в основанный им в Москве монастырь.
В своей духовной грамоте преподобная сообщает об этом:
«Взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного её Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане».
Так Елена взяла на себя обязанности, которые предполагали её наставническую роль в новом женском монастыре. По ее мирской фамилии Богородице-Смоленский монастырь стали именовать Новодевичьим.
Прибыв на место служения, игуменья Елена приступила к установлению строгих порядков. Ее духовная грамота содержит важные данные о первых годах существования аристократического Новодевичьего монастыря, где постриг принимали представительницы знатных родов. Их родственницы, навещая их, подолгу проживали в монастыре, ведя мирской образ жизни. Елена, выступая против этого, в своей духовной запретила жить в монастыре мирянкам, а для монахинь установила запрет на прислугу и еду в кельях.
Елена передала грамоту своей преемнице игуменье Евникее, которая помогала преподобной во всех делах.
Более двадцати лет игуменья Елена усердно трудилась на благо обители, приобретя в народе ещё при жизни славу праведницы. 18 ноября 1547 года преподобная Елена умерла. В последние дни жизни она страдала от глухоты и слепоты, однако сила духа и глубокое уважение монахинь позволяли ей до конца исполнять свой долг.
Монастырское почитание Елены известно с XVII века: во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы».
В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна», что свидетельствует уже о её общероссийском почитании.
Сохранились предания о том, как преподобная Елена со своими сестрами зримо являлась в тяжелые времена на церковной паперти или монастырских стенах и молилась за Новодевичью обитель.
Во Владимирской области будут снимать фильм про рок-музыканта
06/11/2024Про древний Муром, игру в бабки и путь из «варяг в арабы»
25/09/2024Во Владимире решается вопрос об установке памятника князю Юрию Долгорукому
20/09/2024Советский учёный, один из создателей Первого искусственного спутника Земли. Принимал участие в обосновании возможности космического полета с человеком на борту.
За 50 лет руководства Алиса Ивановна превратила Владимиро-Суздальский музей в одно из крупнейших музейных объединений страны, которое отвечает за сохранность 67 памятников архитектуры. Благодаря ее труду 8 памятников белокаменного зодчества вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!