Борис Леонидович Пастернак

30/05/2023 09:00 Борис Леонидович Пастернак

Автор: На фото - Борис Пастернак.

Борис Леонидович Пастернак - один из крупнейших русских поэтов и прозаиков XX века. Был удостоен Нобелевской премии по литературе, после чего подвергся травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег, результате чего был вынужден отказаться от награды.

 

Борис Постернак родился в творческой семье 10 февраля 1890 года. Детство будущего поэта проходило в Москве, где он поступил учиться в гимназию. Но желание быть ближе к природе побудило родителей проводить время на даче неподалеку от Малоярославца, что находится в Калужской области. Именно в этих местах Борис стал свидетелем происшествия, которое надолго отложилось в его памяти. Вместе с младшим братом он узнал, что кто-то погиб под колесами поезда. Уже в зрелом возрасте он использовал эти воспоминания в одном из эпизодов в «Докторе Живаго».

 

Дачный дом Пастернаков, большой и неотапливаемый стоял на высоком, заросшим деревьями холме. Борис с братом Александром целыми днями пропадали на улице, гуляя, собирая гербарий и играя в разные игры. В этих краях семью Пастернаков ждало неожиданное знакомство с композитором Александром Николаевичем Скрябиным. Композитор часто музицировал, и гуляющие мальчики не раз его слушали.

 

На фото: дача Пастернаков, 1903 г.

 

Однажды с Борисом случилось неприятное происшествие, наложившее отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Его сбросила неоседланная лошадь. При этом он упал прямо под копыта проносящемуся мимо табуну лошадей. Картина, представшая перед глазами младшего брата и отца заставила их замереть от ужаса. После выяснилось, что пострадало бедро мальчика, у него был перелом. К сожалению, травма оказалась довольно сложной. Впоследствии Пастернак слегка хромал на одну ногу.

 

Через несколько лет об этом отнюдь нерадостном периоде он написал несколько строк: «Вот как сейчас лежит он в своей незатвердевшей гипсовой повязке, и через него проносятся трехдольные, синкопированные ритмы галопа и падения».

 

Гимназию Борис Пастернак окончил блестяще. Он очень хотел поступить в консерваторию: «Больше всего на свете я любил музыку». Однако, по его собственному признанию, ему недоставало абсолютного слуха. Поэтому Борис поступил на юридический факультет, позднее переведясь на философское отделение. В этот период он посетил Марбург, где продолжил изучать философию. По возвращении в Москву его все больше увлекала литература.

 

Первые стихи были опубликованы в 1913 году. Пастернак все больше знакомился с известными литераторами, среди которых был поэт и переводчик Юргис Балтрушайтис. В 1914 году Борис гостил у него на даче в поселке Петровском Алексинского уезда с мая по сентябрь.

 

 

В биографической литературе о Пастернаке этот период представлен как время творческого становления молодого поэта, начинающего профессиональную литературную деятельность.

 

В воспоминаниях Пастернака красота тульской природы переплетена с началом Первой мировой войны. В очерке «Люди и положения» он пишет: «Жарким летом 1914 года, с засухой и полным затмением солнца, я жил на даче у Балтрушайтисов в большом имении на Оке, близ города Алексина. Я занимался предметами с их сыном и переводил для возникшего тогда Камерного театра немецкую комедию Клейста «Разбитый кувшин». … По Оке долго в пелене тумана, стлавшегося по речным камышам, плыла и приближалась снизу какая-то полковая музыка, польки и марши. Потом из-за мыса выплыл небольшой буксирный пароходик с тремя баржами. На них оказались солдаты, многочисленная гренадерская воинская часть. Они высадились и развели костры под горою. Это была одна из частностей заблаговременно проводившейся мобилизации. Началась война».

 

6 августа 1914 года случилось полное солнечное затмение, которое Пастернак отразил в «Охранной грамоте»: «Как-то в августе в полдень ножи и тарелки на террасе позеленели, на цветник пали сумерки, притихли птицы. Небо, как шапку-невидимку, стало сдирать с себя светлую сетчатую ночь, обманно на него наброшенную. Вымерший парк зловеще закосился ввысь, на унизительную загадку, превращавшее во что-то заштатное землю, громкую славу которой он так горделиво пил всеми корнями».

 

И далее:

«Кончался сентябрь. Грязью залитого пожара горел в лощинах мусорно-золотой орешник, погнутый и обломанный ветрами и лазальщиками по орехи, сумбурный образ разоренья, свернутого со всех суставов упрямым сопротивленьем беде».

 

В апреле 1918 года Б. Пастернак написал короткую повесть «Письма из Тулы», в которой отразил период окончания Первой мировой войны. В основе сюжета – путешествие героя на поезде из Москвы в Тулу.

 

«Пойду осматривать город. Ведь это Тула! Ведь эта ночь — ночь в Туле. Ночь в местах толстовской биографии. Диво ли, что тут начинают плясать магнитные стрелки?»

 

Борис Пастернак жил в тульской гостинице Вермана (ныне памятник архитектуры XIX века, ул. Советская, 54).  Спустя почти 90 лет, в 2005-м, на здании открыли мемориальную доску.

 

 

В 1922 году Борис Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, подарившей ему сына  Евгения. Некоторое время поэт прожил вместе с ней у родителей в Берлине.

 

На конец 1920-х — начало 1930-х годов пришелся короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Гго произведения регулярно издавались. В 1934 году Борис Пастернак выступил с речью на первом съезде Союза писателей СССР. Николай Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Именно в этот период Борис Леонидоович со второй женой Зинаидой Нейгауз поехали в Дом отдыха писателей, который разместился в бывшей усадьбе генерала Мирковича близ города Одоева.

 

 

Постепенно Борис Пастернак все больше обращался к прозе.

 

В период Великой Отечественной войны Борис Пастернак был эвакуирован в Чистополь. В конце августа 1943 года он присоединился к писателям, отправлявшимся в места недавних боев за освобождение Орла. Группа получила приглашение военного совета 3-й армии для участия в подготовке книги «В боях за Орел». Борис Пастернак в поездке вел дневниковые записи, которые впоследствии использовал в своих фронтовых очерках.

 

«Поездка на фронт имела для меня чрезвычайное значение… Не боюсь показаться хвастливым, могу сказать, что из целой и довольно большой компании ездивших, … больше всего по себе среди высших военных было мне, и именно со мной стали на наиболее короткую ногу в течение месяца принимавшие нас генералы».

 

И в самом деле, именно к Пастернаку обратилось высшее командование с просьбой написать «Воззвание к бойцам», на что он с радостью отозвался.

 

После Орла писательский машрут пролегал через Карачев. В тайном своём фронтовом дневнике, увидевшем свет только в 1991 году, Пастернак записал: «Вечером совершенно сровненный с землёю город Карачев. Чудовищность многочисленных каменных развалин, сложные горы щебня, создающие преувеличенное представление о городе. Он, наверное, кажется бóльшим, чем был на самом деле. Среди женщин несколько фигур в платьях из нерусской материи».

 

И далее:

«Об этих разрушеньях, об ужасе нынешней русской бездомности, о немецких зверствах и прочем писали очень много и не жалея выражений. Истинная картина гораздо ужаснее и сильнее. Очевидно, о жизни нельзя писать изолированными извлечениями, а надо привлекать все попутные мысли и соображенья, поднимающиеся при этом. Так, например, к горечи карачевского зрелища примешивается сознание, что если бы для восстановления разрушенных городов и благоденствия России потребовалось измененье политической системы, то эта жертва не будет принесена, а наоборот, всем на свете будут жертвовать системе».

 

Фронтовая командировка писателей закончилась 10 сентября 1943 года. Взятия Брянска они не дождались. Сборник «В боях за Орёл» вышел в 1944 году, но карачевских впечатлений в нем нет. Разрушенный Карачев воскрес уже на страницах «Доктора Живаго». Действие эпилога происходит в занятом Красной армией Карачеве. Именно здесь друзья покойного Юрия Андреевича Живаго находят его дочь, состоящую при воинской части «бельёвщицу Таню».

 

К написанию «Доктора Живаго» Борис Пастернак приступил сразу после окончания войны. Над этой книгой он работал на протяжении многих лет.

 

Произведение по праву считается вершиной творчества Бориса Пастернака как прозаика. Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта автор затронул множество проблем. Книга была негативно встречена советской партийной и официальной литературной средой и запрещена к изданию. Всемирным достоянием роман стал благодаря переводу на итальянский язык.

 

В 1950-х годах на радиостанции в Москве работал журналистом Серджо Д Анджело. Он часто виделся с Пастернаком и согласился тайно вывезти его рукопись в Европу. Произведение было передано итальянскому издателю и политику Джанджакомо Фельтринелли.

 

На фото: обложка первого издания «Доктора Живаго». 1957 год

 

Через год после выхода «Доктора Живаго» Бориса Пастернака номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Он стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Последовавшая за этим травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».

 

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

 

Потребовались годы, чтобы в родном отечестве смогли опубликовать роман, однако это случилось уже после смерти поэта. Несмотря на сложные отношения с властью, всевозможные гонения и невозможность полноценно трудиться Борис Леонидович любил свою Родину: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой». 

 

30 мая 1960 года Борис Леонидович Пастернак умер от рака легких. Почти до последнего дня его не покидали мысли о творчестве.

 

В СССР роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан через 18 лет после смерти автора - в 1988 году («Новый мир»). 9 декабря 1989 года медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта Евгению Пастернаку.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Владимир Семенович Высоцкий

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.

Валентина Степановна Гризодубова

К началу Великой Отечественной войны Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолётах и в качестве командира экипажа совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, побив международный женский рекорд дальности полёта. С марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. Совершила около 200 боевых вылетов, больше половины из них были ночными.