Константин Георгиевич Паустовский

31/05/2022 16:01 Константин Георгиевич Паустовский

© Фото godliteratury.ru

Константин Георгиевич Паустовский - писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

 

Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в Москве. Однако в 1898 году семья переехала в Киев, где мальчик поступил на учебу в гимназию. Ввиду семейных неурядиц в 1908 году он переехал к дяде в Брянск, где прожил несколько месяцев. Чтобы оплачивать свою учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.

 

В это время появились и первые рассказы. В брянских лесах зародилась огромная привязанность Паустовского к среднерусской природе, о которой он писал: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной - со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу».

 

 

Детство и юность Паустовский всегда вспоминал с особой теплотой: «Образ Украины я носил в своем сердце на протяжении многих лет».

 

В 1912 году будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. После начала Первой мировой войны он перевелся в Москву: здесь жили его мать, сестра и один из братьев. Однако во время войны Паустовский почти не учился: сначала работал вожатым трамвая, потом устроился на санитарный поезд.

 

«Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры».

 

Революцию 1917 года Константин Паустовский встретил в Москве. Это был сложный период, вынудивший вновь отправиться на Украину, где он был призван в ряды украинской армии, а затем в Красную армию. В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве. В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались.

 

Более двадцати лет Паустовский с семьёй регулярно жил в Солотче, чему способствовали рязанские корни его первой жены Екатерины Степановны Загорской. В 1937 и 1939 годы летом и осенью в гостях у Паустовского жил и работал Аркадий Гайдар. Именно здесь он написал рассказ «Чук и Гек», а позже задумал повесть «Тимур и его команда». 

 

Однако после расставания с супругой поездки Паустовского на Рязанщину сократились. Последний его визит сюда был в середине 50-х годов.

 

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич был военным корреспондентом: «Полтора месяца я пробыл на Южном фронте, почти всё время, не считая четырёх дней, на линии огня».

 

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы, чтоб посвятить себя созданию новой пьесы для МХАТа, и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату.

 

Новый этап в жизни писателя связан со знакомством с будущей третьей женой Татьяной Евтеевой-Арбузовой. Сильное чувство побудило Константина Георгиевича разорвать прошлые отношения. В 1950 году пары родился сын Алексей.

 

Помимо писательской деятельности Константин Паустовский проявил себя как талантливый педагог, о чем говорили его именитые ученики.

 

С новой семьей весной 1955 года писатель переехал в Тарусу. Здесь Паустовским были написаны многие известные произведения, получившие мировое признание. Его занимала судьба Тарусы, он с сожалением отмечал недостойное отношение человека к природе, отчаянно пытался преобразить город. Вероятно, этими чувствами было продиктовано желание написать «Письмо из Тарусы». В произведении Паустовский четко указывает на все недостатки, которые необходимо устранить для процветания Турусы и подобных ей небольших городов.

 

«Все берега Оки от Серпухова до Тарусы и Алексина сносятся и уродуются каменоломнями, грохочут взрывами, и больно видеть стиснутую этой опустошенной, поставленной дыбом землей прелестную усадьбу и музей художника Поленова. Непонятно, как хозяйственники до сих пор не взорвали и ее. «Подумаешь, какая невидаль Поленов. Чего-то там мазал красками».

 

И, наконец, последнее, о чем следует не говорить, а просто кричать, – это о безобразном обращении с Окой – чудесной, второй после Волги нашей русской рекой, колыбелью нашей культуры, родиной многих великих людей, именами которых гордится с полным правом весь наш народ.

 

Мало того что берега Оки опустошают с какой-то, я бы сказал, садистской яростью, но и воду ее безнаказанно и систематически отравляют калужские и алексинские заводы. Рыба или уходит (как ушла совсем из Оки стерлядь), или гибнет массами. С некоторых пор пойманная в Оке рыба начала пахнуть одеколоном – от сточных вод парфюмерной фабрики в Калуге – и еще какими-то химическими и убийственными запахами.

 

Заводы ведут себя попросту нагло. Очевидно, они почитают себя государством в государстве. Никакие приказы, никакие меры не помогают.

 

Большего наплевательства по отношению к своей стране и народу, большего безразличия к своей стране и ее природным богатствам трудно себе представить».

 

Тарусе была посвящена и другая работа – «Ильинский омут».

 

Местные жители высоко ценили отношение Константина Паустовского к городу, в 1968 году ему присвоили звание Почетного гражданина Тарусы.

 

В это время здоровье писателя было значительно подорвано пережитыми инфарктами и астмой. 14 июля 1968 года Константин Георгиевич умер. Согласно последней воле, Паустовский похоронен в Тарусе.

 

«Константин Георгиевич Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой», - писал В. Дружбинский, литературный секретарь Паустовского).

 

Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова. За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело».


В результате приказ об увольнении Любимова подписан не был.