Тульский академический театр драмы

27/03/2023 09:41 Тульский академический театр драмы

© На фото: Тульский академический театр драмы

Тульский академический театр драмы - один из старейших театров России.

 

22 декабря 1777 года

 

Открытие театра в Туле связано с указом императрицы Екатерины II от 19 сентября 1777 года о создании Тульской губернии. В соответствии с новым статусом в городе оружейников были созданы множество новых учреждений: губернское правление, казенная и судебные палаты, губернское дворянское собрание и т.д. Для благородного общества в каждом губернском городе полагалось иметь и собственный театр.

 

10 декабря 1777 года в Тулу для официальной церемонии открытия Тульской губернии приехал генерал-поручик и кавалер, «государев наместник» Михаил Никитич Кречетников. Ему предстояло организовать и провести в Туле выборы губернского и уездных предводителей дворянства, судей и заседателей уездных и земских судов, городских глав и принять у каждого присягу.

 

«Открытие» Тульской губернии продолжалось несколько дней: в Тулу по очереди съезжались представители разных уездов, знакомились с наместником, участвовали в торжественных богослужениях, «баллотировке» и званых обедах/ужинах в доме у губернатора. Среди приехавших в Тулу дворян был и Андрей Тимофеевич Болотов, управляющий имением графов Бобринских в Богородицке.

 

В своих «Записках» тульский энциклопедист оставил и воспоминания о днях «открытия» Тульской губернии, упомянув и первый спектакль в тульском театре. «В последующий за тем третий день надлежало всем дворянам избирать также баллотированием в каждый город своих уездных судей и заседателей; но как для сего требовалось более простора, нежели сколько было его в помянутой красной палате, то назначено было производить сии выборы в квартире самого наместника, в разных, отведенных для уездов, комнатах. Сим они в сей день и занимались, и были поуездно угощаемы столом. Но мы, как гости и нехотящие брать в том собственного соучастия, не рассудили за благо туда ж вместе с прочими ехать, а сей день употребили на отдохновение, а отчасти на сборы ехать в театр, узнавши, что в сей вечер дан будет первой спектакль. Мы согласились и в сей день ехать туда вместе с семейством г. Кологривова; и как нам удалось получить для себя и особую ложу, то положили взять с собою и детей наших, которых, а особливо мне своего малютку-сына хотелось познакомить с сим невиданным еще им никогда театральным зрелищем. По приезде в театр, нашли мы его весь наполненной множеством народа и увидели тут все дворянское лучшее общество, с их семействами в одном месте и в соединении, и зрелище сие было по новости своей поразительное. Играли в сей день известную комедию: «Так и должно», и актеры исправили свое дело довольно исправно и удачно. Все они привезены были в Тулу из Калуги, где такой же театр был сделан, и где они из разных чиновников и образовались. Все мое семейство, а особливо дети, смотрели на представление с особым удовольствием; но никто им так много не пленился, как малютка-сын мой, для которого все виденное тогда в первой еще раз в его жизни было превеликою диковинкою. Впрочем, как при сем случае могли мы видеть и всех наших знакомых и чрез них известиться, кто именно был выбран в судьи по Богородицкому уезду, то и интересовался я очень видеть сих будущих своих ближних соседей и сотоварищей, и некоторых из них, по указанию от других, и видел; но как все они были мне совсем незнакомые люди, то и не мог я еще с ними познакомиться, а с некоторыми только вскользь обрекомендовался. Впрочем, как удостоил в сей день театр и сам наместник своим посещением, и вместе с ним в ложе сидела и тогдашняя фаворитка его, жена помянутого г. Давыдова, Анна Александровна, то имели мы случай и сию пышную горделивицу в первой раз тут видеть. Препроводив сей день с удовольствием и услышав, что и в последующий за сим день будет опять театральное представление, готовились мы и в оной ехать опять в театр, и препроводив опять весь день в разъездах и в свиданиях с своими знакомцами, ввечеру были опять в театре и с удовольствием смотрели на представляемую в сей день комедию: «Раздумчивого». Впрочем, день сей употреблен был на приведение всех выбранных судей к присяге, а наместник продолжал угощать уездных дворян столами, ибо всех их в один день угостить было не можно».

 

В краеведческой литературе сведения Болотова об открытии тульского театра ошибочно относят к 19 декабря 1777 года. Между тем, в официальном отчете о первых днях Тульской губернии («Подробный журнал открытия Тульской губернии») отмечено, что выборы уездных судей состоялись 21 декабря, а заседателей уездных судов выбирали на следующий день, 22 декабря 1777 года. Смеем предположить, что первый спектакль состоялся 22 декабря 1777 года, поскольку Болотов пишет о богородицких судьях во множественном числе, которых он хотел увидеть на премьере: «Кто именно был выбран в судьи по Богородицкому уезду». В екатерининские времена и уездного судью, и заседателей уездного суда называли одинаково, судьями, т.е. к премьере в тульском театре были выбраны и судья, и заседатели Богородицкого уездного суда.

 

В «Подробном журнале открытия Тульской губернии» тульский театр впервые упоминается 27 декабря, на следующий день после завершения всех официальных торжеств и бала-маскарада у Демидова с фейерверком: «В вечер в Тульском театре представлен сочиненный для сего торжества пролог». На этом спектакле Болотов уже не был, пропустил он и «вольный концерт» в театре 28 декабря и «спектакль» 29 декабря. Вместе с семейством Болотов уехал из Тулы в Богородицк 27 декабря: «Как сим фейерверком и маскарадом все бывшие тогда в Туле празднества и увеселения кончились и более жить в оноё было не для чего, то на другой же день после сего все излишние начали из сего города разъезжаться. А их примеру последовали и мы, и собравшись, отправились в прежнее свое местопребывание в Богородицк, куда на другой день благополучно и возвратились».

 

Щепкин и Станиславский

 

О жизни тульского театра конца XVIII века до нас дошли только отрывочные сведения. «В афише театра тех лет трагедии, комедии, оперы, среди них пьесы А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, Бомарше, Мольера. Общедоступные цены на билеты, интересный незаурядный репертуар, высокое мастерство актеров сделали театр признанным культурным центром Тульской губернии», - сообщает сайт ТАДТ.

 

Любопытный факт: первый русский перевод комедии Бомарше «Севильский цирюльник» был выпущен в 1794 году в Калуге и сразу поставлен в Туле, значительно раньше, чем в обеих российских столицах. Известно, что в 1787 году (по другим данным в 1784 году) во время визита в Тулу в тульском театре побывала Екатерина II. Императрица осталась довольна спектаклем и распорядилась отправить на казенный счет в Петербург «для совершенствования» двух лучших актеров. Одним из них был трагик Трофим Константинов, впоследствии украсивший основной состав петербургской Императорской сцены.

 

С тульским театром связана и судьба гениального русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Именно на тульской сцене Щепкина увидел помощник управляющего императорским московским театром Ф. Ф. Кокошкина, и сразу послал депешу в Москву: «Актер – чудо-юдо, но просит много денег, ссылаясь на свое большое семейство». Кокошкин отвечал: «Ничего не жалей, все, что требует, давай, только не упусти сокола и вези скорее ко мне».

 

 

В Туле Щепкин проработал один сезон, заключив контракт с руководителем труппы в 1822 году. 23 ноября 1822 года Щепкин дебютировал на столичных подмостках в пьесе Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице» и в водевиле «Лакейская война», после чего подписал соглашение с дирекцией московского театра.

 

Но порвать связи с Тулой сразу не удалось: Щепкину пришлось вернуться в наш город, чтобы отслужить сезон в соответствии с контрактом, и лишь в 1823 году начать службу в Московском Малом Императорском театре.

 

Где именно располагался тульский театр в конце XVIII – середине XIX века, неизвестно. Это было старое здание благородного собрания, дворянский клуб, вместо которого в середине XIX столетия на главной тульской улице Киевской было построено изысканное сооружение с колонным залом для проведения заседаний Губернского Дворянского собрания, балов и театральных постановок.

 

 

Открытие нового зала Дворянского собрания состоялось 8 января 1856 года. Это здание сохранилось и поныне. В советское время оно было известно тулякам, как Дом офицеров на пр. Ленина. Одна из первых постановок на новой сцене – «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, премьера состоялась в Туле в сентябре 1856 года. В колонном зале Дворянского собрания выступали знаменитые русские актеры П. С. Мочалов, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, Л. П. Никулина-Косицкая, артисты труппы К. С. Станиславского, приезжавшей в Тулу на гастроли. Будущий основатель русской театральной школы останавливался в доме по соседству, у председателя Тульского окружного суда Н. В. Давыдова. Николай Васильевич слыл знатоком театрального искусства: в 1891 году он поставил на сцене Тульского Дворянского благородного собрания пьесу Л. Н. Толстого «Власть тьмы». Годом ранее, 15 апреля 1890 года на сцене Дворянского собрания состоялась премьера «Плодов просвещения» Л. Н. Толстого. Как свидетельствует мемориальная табличка на здании Дома офицеров, в репетициях принимал участие сам писатель. 

 

Госдрама

 

Первое собственное здание тульский театр получил 14 октября 1912 года: в этот день состоялось открытие «нового дворянского клуба с театром при нем». Теперь это здание областной филармонии. Театр по новому адресу в Туле назвали «Новым», под этим именем он встретил революцию, став вскоре Государственным драматическим театром (Госдрама) на 1250 мест.

 

 

В 1920-е годы здание театра сдавалось в аренду различным театральным антрепренерам. Например, в зимний сезон 1924/25 гг. постоянной труппы в театре не было, и здесь выступали только гастролирующие артисты.

 

20 февраля 1926 года в тульском драмтеатре чествовали артистку Ольгу Семеновну Островскую, прослужившую в театре 35 лет. Вечером она же сыграла на родной сцене в пьесе «Холопы».

 

В 1932 году Тульскому государственному драматическому театру было присвоено имя М. Горького.

 

В 1938 году тульский театр попал в поле зрения НКВД: практически всех участников спектакля «Анна Каренина» сочли членами «шпионской организации», арестовали, четырех человек расстреляли, в том числе Анну Томашевскую, исполнительницу главной роли.

 

Начавшаяся Великая Отечественная война застала актеров тульского театра на гастролях. В июне 1941 года в Туле гастролировали актеры 1-го государственного Украинского драматического театра. Вечером 21 июня они играли пьесу «Маруся Богуславка». Одновременно с украинскими артистами в Туле гастролировал Белорусский ансамбль песни и танца. Гастрольный тур в связи с военным положением пришлось прервать, часть актеров тульской труппы призвали в армию.

 

Но 25 сентября 1941 года в тульской драме состоялась премьера – «Парень из нашего города» по пьесе К. Симонова. За исключением 45 дней обороны Тулы в тульском театре почти каждый день давали по два спектакля, выезжали с концертами в воинские части и на передовую. Только в первые месяцы войны тульские актеры дали в воинских частях 22 спектакля и 66 концертов.

 

… 24 сентября 1946 года местная пресса напечатала доклад Жданова, обличавший творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Через несколько дней в Доме офицеров собрался актив работников искусства Тульской области. На орехи досталось руководству драматического театра: за девять месяцев на его сцене поставили лишь одну советскую пьесу, а четыре пьесы вошли в список ЦК ВКП(б) как «безыдейные». Руководство театра отделалось выговором и обещанием в ближайшее время сыграть «Бранденбургские ворота» Светлова и «За тех, кто в море» Лаврентьева.

 

В 1952 году Тульский драмтеатр отметил двойной юбилей. В феврале отпраздновали 25-летие сценической деятельности главного режиссера театра, заслуженного артиста республики Владимира Лебедева. 27 февраля в его честь актеры сыграли комедию «Под золотым орлом», а чиновники отдела культуры вручили юбиляру денежную премию в тысячу рублей.

 

В декабре 1952 года 175-летие театра отмечали 10 дней: на сцене шли «Отелло», чеховский «Дядя Ваня», а также политический спектакль «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского. К юбилею в Туле выпустили иллюстрированную брошюру «Тульский театр им. М. Горького», в ней утверждалось, что на сцене театра «прочно укрепляется высококачественный советский репертуар».

 

Зал-трансформер и фонтаны

 

В 1964 году началось строительство нового театра. В ноябре строители закончили погружение железобетонного колодца диаметром в 15 и высотой в 9 метров – трюм сцены. Зимой 1965 года строители вбивали сваи и укладывали фундамент, летом уже приступили к сооружению 30-метровой сценической коробки. Долгожданное открытие нового здания тульского драматического театра состоялось 25 декабря 1970 года: И. Юнак вместе с зампредом Совмина РСФСР В. Кочемасовым разрезали красную ленточку и стали первыми гостями тульского храма Мельпомены.

 

Туляки получили уникальный зрительный зал-трансформер: за счет раздвижения стен его вместимость могла колебаться от 620 до 1320 мест. Авторы проекта В. Красильников, А. Попов, В. Шульрихтер, С. Галаджева и консультант – главный художник театра, заслуженный художник РСФСР Л. Брустин в 1971 году получили за уникальную работу госпремию РСФСР.

 

В первый день на сцене тульской драмы прошла премьера спектакля по пьесе А. Штейна «У времени в плену» в постановке заслуженного деятеля искусств России Р.П. Рахлина. Ему удалось собрать труппу с широкой палитрой актерских индивидуальностей. Ставя актерское имя во главу спектакля, он открывал актера городу или талант известного мастера сцены поворачивал новой гранью. В его спектаклях блистали Р.Г. Асфандиярова, Н.А. Казаков, Н.С. Белоусов, В.Ф. Коробкин, А.И. Соловьева, В.А. Башкин, Н.Ф. Земцов, О.Г. Корчиков, Г.А. Кузминская, В.В. Говалло, В.М. Жуков, В.В. Базин, Э.В. Мурашов, Ю.А. Муравицкий.

 

С 1989 по 2011 годы коллектив театра бессменно возглавлял А.И. Попов, народный артист России ученик Г.А. Товстоногова. В 1995 году театру было присвоено почетное звание «Академический».

 

6 октября 2000 года впервые за последние тридцать лет открытие сезона Тульского академического театра драмы прошло в чужих стенах, на сцене ДК ТОЗ. В здании драмтеатра были обнаружены трещины в балках, поддерживающих большие плиты шестидесятиметровых перекрытий. По заключению тульских и московских экспертов состояние здания признали аварийным и запретили играть спектакли на большой сцене.

 

Ремонт театра закончился в 2001 году, а еще 7 лет спустя преобразился театральный сквер: с сентября 2008 года здесь бьет каскад фонтанов.

 


Ирина Парамонова, специально для сайта «Бренды России. Тула»