Григорий Григорьевич Мясоедов

19/04/2023 08:58 Григорий Григорьевич Мясоедов

© Портрет Г.Г. Мясоедова работы И. Репина (1904)

Григорий Григорьевич Мясоедов - живописец, яркий представитель русского реализма второй половины XIX века, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. 

 

Григорий Мясоедов родился 19 апреля 1834 года в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к древнему дворянскому роду. Будущий художник не понаслышке был знаком с трудностями простой крестьянской жизни, так как положение его обедневшей семьи мало отличалось от их жизни. Мясоедов учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств. В нужде провел он и студенческие годы:

 

«Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…»

 

В 1862 году Мясоедов получил большую золотую медаль за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», в которой изобразил сцену из «Бориса Годунова» Пушкина. Полотно хранится в музее Академии художеств. Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. По возвращении в Россию получил звание академика за картину «Заклинания».

 

Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе

 

Григорий Мясоедов был одним из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Он участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности. Сорок лет Мясоедов входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. На второй выставке передвижников он представил одну из самых своих значительных работ - «Земство обедает». Критики считают полотно, в котором также присутствет также нота негодования и сатиры, одним из самых значительных произведений Мясоедова. Художник был рьяным сторонником реализма, и главной темой его творчества стало крестьянство. 

 

Земство обедает

 

Одним из основных постулатов передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Сходство с натурой доходило едва ли не до натурализма. Художественному языку Мясоедова это также присуще. Например, на картине «Дорога во ржи» усталый путник, обращенный спиной к зрителю, медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. Однако не только его фигура является главным персонажем в этой работе. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен: это некий архетип. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.

 

Дорога во ржи

 

Художник создал много характерных и колоритных пейзажей, преимущественно крымских. Но избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные очень разнообразны. Изредка пиал и портреты, кроме того, занимался офортом.

 

Пристань в Ялте 

 

На известной картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.

 

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

 

С конца 1880-х Мясоедов жил в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Где и скончался 18 (31) декабря 1911 года.