Андрей Рублёв

15/05/2023 16:58 Андрей Рублёв

Автор: Андрей Рублев и игумен Ефрем на строительстве Спасского собора в Андрониковом монастыре

Андрей Рублев - первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он отступил от византийских изобразительных канонов и создал собственную иконописную школу.

 

Биографические сведения об Андрее Рублёве крайне скудны. Предположительно он родился в конце 1340-х годов, но не позднее 1370-го. Его мирское имя неизвестно. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.

 

Монашеский постриг художник принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре с именем Андрей.

 

Первое летописное упоминание о нем свидетельствовало, что «мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. В перечне имён Рублёв назван последним, то есть он был младшим. Однако факт имени в летописи, говорит о том, что к этому времени Андрей уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

 

Второй раз в летописи Андрей Рублев упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. По сей день там сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса - одного из самых больших в России.

 

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т. е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

 

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками. Лики на его иконах приобрели славянские черты - мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными и одухотворенными.

 

В 1425 - 1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Для «Святой Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов - розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска - ляпис-лазурь - в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом». Рублевская икона «Троица» сейчас признана шедевром мирового масштаба.

 

 

К этому времени Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев. Но зенит славы был недолгим. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории Спасо-Андроникова монастыря. В 1947 году по инициативе отечественных искусствоведов в заброшенной святыне был основан Музей имени Андрея Рублева. Ныне у его входа установлен памятник иконописцу.

 

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублёва в лике преподобных святых.

 

В Суздале установлен вамятник «Лучшему фильму всех времен и народов «Андрей Рублёв» и его создателю — великому русскому режиссёру Андрею Тарковскому».