Познание России

09/06/2023 08:00 Познание России

© История общественного образования Тульской губернии. Материалы Ивана Петровича Сахарова

Воспитанник Тульской духовной семинарии Иван Сахаров считался отроком до наук прилежным, только очень уж дотошным. Другим, бывало, что ни скажут семинарские преподаватели, какую книгу ни посоветуют, оно и достаточно. А этого все тянуло к подробностям.

Семинарское начальство поглядывало на него искоса:


- Ишь ты, какой выискался! Больше нашего знать желает. Не к добру все это. Молод еще, зелен...

Обидно было юноше слышать несправедливые упреки. Но ничего не поделаешь, никому не пожалуешься, не расскажешь о своих горечах. У других семинаристов отцы в разных чинах и званиях ходили, а у него отец умер. Старушка мать сына не понимала, смиренным быть советовала, не идти поперек воли начальства.

Но Иван был настойчив. Видно, шло это у него от праотцов, вольных русских землепашцев. Каждый свободный час отдавал пытливый юноша книгам. В наследство от отца, бедного тульского священника, досталась ему небольшая библиотека. Среди ее книг были сочинения по истории и естествознанию, изящной словесности. Они-то и стали для Ивана Сахароза первой тропинкой к «вратам учености».

Особенно привлекала семинариста русская история, ее захватывающие воображение былинные образы, героические страницы борьбы русского народа против иноземных завоевателей, богатая материальная и духовная культура Древней Руси. С усердием и старанием изучал юный семинарист исторические сочинения Н.М. Карамзина, бывшие в то время единственным полным сочинением о прошлом России. «Долго и много читал я Карамзина,— вспоминал впоследствии Сахаров.— Здесь-то узнал я родину и научился любить русскую землю и уважать русских людей» .

Сочинения маститого историка пробудили в юноше горячее желание познать историю родного края. «Среди чтения истории Карамзина являлась всегда одна мысль: что же такое Тула и как жили наши отцы»,— признавался Сахаров много лет спустя .

Первым шагом на пути познания родного края стали выписки из карамзинских сочинений всего того, что касалось событий, связанных с Тулой. Однако вскоре этого оказалось недостаточно.

Как-то, совсем случайно, находясь в ризнице тульской Казанской церкви, где обычно во время богослужений, выражаясь языком современным, «проходили практику» семинаристы, Сахаров среди прочих старых бумаг обнаружил небольшой древний свиток. Взволнованно забилось сердце. Ведь это и была сама история!

Свиток оказался копией «Грамоты государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны на Тулу воеводе князю Шаховскому», датированной апрелем 1688 года. Документ содержал интересные подробности тульской жизни конца XVII столетия. Он и навел Сахарова на мысль о том, что изучать историю родного края надо не только по трудам историков, но и по сохранившимся историческим документам и памятникам.

С жаром юного сердца, с энтузиазмом первооткрывателя Сахаров начинает выявлять, изучать и систематизировать сохранившиеся в Туле древности. Пытливому юноше с большим трудом, но все же удается проникнуть в архивы Тульского городского магистрата и Императорского оружейного завода. Здесь под слоями вековой пыли он находит немало интересных и ценных исторических свидетельств.

В летние месяцы, когда семинаристов отпускали на каникулы, для Сахарова начиналась горячая пора. Перекинув через плечо котомку с нехитрым скарбом, прихватив с собой перо да бумагу, он отправлялся пешком по городам и весям Тульской губернии. Много неизвестных для историков и ценных для изучения прошлого края документов обнаружил и скопировал он в церковных и монастырских архивах древних городов — Белева, Венева, Епифани, Одоева, в Жабыньской пустыни и других заповедных местах тульской старины.

Но не только старинные рукописи и книги прельщали юного краеведа. С большим вниманием и любовью собирал он народные песни и сказания, записывал подробности крестьянской жизни, бытовавшие обряды, «прислушивался к чудной русской речи».

По-разному относились к увлечению Сахарова окружавшие его люди. Семинарское и епархиальное начальство по-прежнему чинило препятствия. Особенно не по душе были занятия семинариста епископу Дамаскину. Наделенный высокими полномочиями невежда на каждом шагу твердил:
- Занимался бы ты, Сахаров, своим делом! На что нам твоя история? Жили мы счастливо без нее до тебя, проживем и после...

Но были у юного краеведа и покровители. К их числу относились преподаватель Тульского кадетского корпуса И.Ф. Афремов, преподаватель гимназии Ф.Г. Покровский, директор училищ Тульской губернии Е.Н. Воронцов-Вельяминов. Люди высокообразованные и культурные, они по достоинству оценили усердие начинающего историка.

К последнему курсу семинарии у Сахарова накопился солидный исторический материал, который он свел в рукописную «Тульскую историю». В начале 1830 года друзья пытливого молодого человека стали настаивать на публикации в печати некоторых наиболее значительных его находок.

Безвестному семинаристу, не имевшему к тому же за душой и ломаного гроша, трудно было рассчитывать на выпуск отдельной книги или публикацию собранных материалов в солидном историческом издании. Друзьям Сахарова удалось уговорить тульского книгопродавца Титова и владельца овощной лавки Назарова, часто бывавших в Петербурге и Москве по торговым делам, прихватить с собой при случае работы молодого краеведа и по возможности пристроить их в столичные журналы.

Торговцы взялись помочь краеведу. В Петербург с Титовым была отправлена копия с грамоты XVII века, найденной Сахаровым, а в Москву с Назаровым - отрывок из «Тульской истории». Публикация грамоты в Петербурге затянулась почти на три года. Она была напечатана лишь в 1832 году в историческом сборнике «Царствование царя Михаила Федоровича». Отрывок же из «Тульской истории» взял скромный московский журнал «Галатея», издателем которого был талантливый поэт и переводчик С. Е. Раич.

Появление майского номера «Галатеи» за 1830 год друзья и покровители семинариста встретили с восторгом. Радостную весть они разнесли по всему городу. В честь этого события в доме Воронцова-Вельяминова даже состоялся праздничный вечер, на котором присутствовал весь цвет местного образованного общества.

Первая удача ободрила Сахарова, и вскоре он посылает ряд своих статей и копий с обнаруженных исторических документов в популярный демократический журнал «Московский телеграф». Издатель журнала Н.А. Полевой с сочувствием отнесся к работам молодого исследователя и опубликовал их на журнальных страницах.

Только тульское духовенство не унималось. Велик был его гнев на ослушника. Епископ Дамаскин громы и молнии метал, грозился выгнать Сахарова из семинарии, не дать ему возможность получить свидетельство об образовании. Очевидно, так оно и случилось бы, не заступись за Сахарова директор Императорского оружейного завода Е.Е. Штаден, благосклонно относившийся к работам семинариста.

В августе 1830 года Сахаров, наконец, вырвался из тяготивших его стен семинарии. После успешной сдачи вступительных экзаменов он зачисляется на медицинский факультет Московского университета. Но, уезжая из родного города, краевед не порывает с ним связи. Вплоть до последних лет своей жизни (Сахаров умер в 1863 году в своей новгородской усадьбе Заречье) он остается верен делу изучения прошлого Тульского края.

В годы учебы Сахарова в Москве увидели свет наиболее значительные его труды по истории Тулы и Тульской губернии. В 1831 году в московской типографии Селивановского выходит отдельным оттиском брошюра краеведа «Достопамятности Венева монастыря». В том же году «Московский телеграф» продолжает публикацию древних грамот, найденных Сахаровым. В 12-м номере журнала увидел свет ценнейший исторический источник по изучению прошлого Тулы — Писцовая книга Тульского посада.

Сахаров мечтает издать многотомный труд под названием «История общественного образования Тульской губернии». Однако материальные затруднения, которые испытывал историк-краевед, стали непреодолимой на пути к этому преградой. В 1832 году в типографии Селивановского вышел лишь первый том задуманной работы, включавший в себя ряд интересных документов по истории Тулы и Тульского края XVI—XVII столетий, в том числе Писцовые книги Тульского посада 1624 и 1685 годов. К тому были приложены составленное Сахаровым «Хронологическое показание событий истории города Тулы», охватывающее несколько столетий, а также планы Тулы 1731 и 1831 годов и карта Тульской губернии первой трети XIX века.

Но даже и в таком виде книга Сахарова не сразу и не всем тиражом пришла к читателю. В течение многих месяцев она лежала на типографском складе. Для выкупа издания нужны были деньги, а у Сахарова их не было. Когда же с помощью тульских друзей, организовавших в городе подписку, «История...» была, наконец, выкуплена и привезена в Тулу, судьба сыграла с ней злую шутку. Огромный пожар, охвативший город в 1834 году, проник и в помещение, где были сложены привезенные из Москвы книги. Из 600 отпечатанных экземпляров лишь 250 удалось спасти от огня.

Ныне «История общественного образования Тульской губернии» — большая библиографическая редкость. До наших дней сохранились лишь считанные экземпляры издания. Многие материалы, собранные в ней Сахаровым, не утратили познавательной ценности. К ним часто обращаются историки-краеведы и архивисты, преподаватели и студенты - все те, кто продолжает благородное дело изучения родного края, начатое славным земляком сто семьдесят пять лет назад.

Нельзя обойти вниманием и такие малоизвестные работы Сахарова, как брошюру «Писатели Тульской губернии», изданную в Петербурге в 1838 году, и книгу «Памятники Тульской губернии», изданную там же в 1851 году. Работая в библиотеках и архивах, Сахаров установил имена 96 писателей, поэтов, ученых, так или иначе связанных с Тулой и Тульским краем. Им описаны старинные городища, курганы, земляные валы и крепостные укрепления, обнаруженные на тульской земле к середине XIX века, заповедные камни и археологические находки.

Неутомимый исследователь прошлого, собиратель произведений устного народного творчества оставил после себя обширное литературное наследие. К числу основных работ Сахарова относятся «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (части 1-3), вышедшие первым изданием в 1836-1837 годах в Петербурге, где после окончания университета Сахаров работал врачом почтового департамента. Большой интерес представляют опубликованные им в те же годы «Песни русского народа», а также вышедшие в 1841 году «Русские народные сказки».

Велики заслуги Сахарова перед русской культурой. Своими трудами он пробудил живой интерес русской общественности к изучению бесценных родников поэтического народного творчества. К работам Сахарова с уважением относился В.Г. Белинский, посвятивший разбору «Сказаний русского народа» специальную статью. Сахаров был дружен со многими видными русскими литераторами и общественными деятелями своего времени. Неизгладимое впечатление произвело на него знакомство с А.С. Пушкиным, которое произошло незадолго до трагической гибели поэта.

На моей книжной полке работы Сахарова стоят рядом с книгами его большого друга и наставника на поприще изучения истории Тульского края Ивана Федоровича Афремова - «Куликово поле, с реставрированным планом Куликовской битвы в 8-й день сентября 1380 года», изданной в 1849 году в Москве, в типографии В. Готье, и «Историческое обозрение Тульской губернии», изданной в 1850 году в той же московской типографии.

Исторические труды Афремова открыли новую страницу в изучении прошлого Тульского края.

Сын небогатого белевского помещика, Афремов в 1808 году четырнадцатилетним юношей поступил по семейной традиции в Петербургский морской кадетский корпус. Окончив учебу, молодой офицер почти десять лет служил на кораблях Северного морского флота, участвовал во многих плаваниях и морских походах.

В 1828 году, выйдя в отставку, Афремов возвращается в родные края. В Туле ему удается выхлопотать место инспектора-преподавателя Александровского кадетского корпуса, готовившего к военной карьере детей малообеспеченного провинциального дворянства. Кстати, среди выпускников кадетского корпуса, учеников Афремова было немало людей интересных, много потрудившихся во славу России. Одним из них, например, был генерал А.Л. Шанявский (1837-1906) – исследователь Восточной Сибири, общественный деятель и меценат, на средства которого был открыт ряд учебных заведений, в том числе знаменитый народный университет в Москве, носивший его имя. Сегодня в здании этого университета расположены аудитории Российского государственного гуманитарного университета. Здесь я читаю лекции студентам экономического факультете, не упуская при этом случая рассказать о генерале Шанявском и народном университете его имени.

Человек глубоко образованный, проявлявший интерес ко многим наукам, Афремов не ограничивался лишь своей преподавательской работой. Он с увлечением занимался астрономией, обрабатывал полученные еще во время службы на флоте наблюдения о морских животных. В Туле к Афремову приходит новое серьезное увлечение - увлечение историческим прошлым Тульского края. Не последнюю роль при этом имело знакомство Афремова с юным семинаристом Сахаровым. Оказывая Сахарову моральную поддержку в его работе по сбору исторических документов и местного фольклора, Афремов и сам увлекся этим благородным занятием.


И.Ф. Афремов. Куликово поле, с реставрированным планом Куликовской битвы в 8-й день сентября 1380 года»


С начала 1840-х годов в газете «Тульские губернские ведомости» появляются первые статьи историка-краеведа. Значительный вклад вносит он в изучение истории знаменитой Куликовской битвы. На основе летописных источников и изучения рельефа местности Афремов реставрирует план выдающегося сражения на поле Куликовом, за что 8 января 1847 года ему была объявлена благодарность на общем собрании членов Императорского Русского географического общества. Два года спустя в Москве выходит упомянутая выше книга Афремова «Куликово поле», получившая высокую оценку журналов «Современник» и «Отечественные записки».

«Историческое обозрение Тульской губернии» - большая и серьезная научная работа Афремова - явилось плодом более чем десятилетних стараний историка. Ее уровень вполне соответствует достижениям передовой русской исторической науки середины позапрошлого столетия.


В книге систематизированы все известные сведения об истории Тулы и других городов губернии, их географии, занятиях населения. Книга содержит немало интересных наблюдений, сделанных самим Афремовым, ей предпослан добротный научно-справочный аппарат. В качестве приложения к «Историческому обозрению...» Афремов опубликовал карту города Тулы 1741 года, реставрированные планы тульских крепостей 1625 и 1685 годов и Куликовской битвы, а также родословные таблицы князей Новосильских, Одоевских, Белевских, Воротынских и тульско-уральских заводчиков Демидовых.

Книга получилась объемистой - 352 печатные страницы, не считая приложенных к ней карт и планов. Но и это было не все, что собрал Афремов. Историк рассчитывал выпустить свое сочинение в нескольких частях и, вероятно, выполнил бы это намерение, если бы не трагическая участь, постигшая первую часть книги.

Уже будучи отпечатанным за счет автора в количестве 500 экземпляров, «Историческое обозрение...» попало на просмотр к известному своей ретивостью и верноподданичеством цензору А. Крылову. Решение было безапелляционным: книгу признать вредной. Весь тираж книги, за исключением десяти экземпляров, представленных в цензурный комитет, был арестован полицией прямо в типографии.

Формальным поводом к этому послужило то, что в качестве эпиграфа к «Историческому обозрению...» Афремов привел слова из критической статьи в журнале «Отечественные записки», ошибочно приписав их (статья была анонимной) В.Г. Белинскому. Сам по себе эпиграф не содержал никакой крамолы, зато имя великого критика звучало в годы жесточайшей николаевской реакции как вызов самодержавию. Появление его в печати власти считали нежелательным. Кроме этого, в самом тексте книги цензор обнаружил ряд «неточных выражений», касающихся государственной и церковной власти.

Лишь через два года после смерти Николая I и через семь лет после напечатания книга Афремова «вышла на свободу», да и то лишь с поручительством тульского губернатора Петра Михайловича Дарагана, человека близкого к литературным кругам. Губернатор писал стихи, публикуя их в периодических изданиях. Его супруга Анна Михайловна Дараган - дочь видного ученого-экономиста и государственного деятеля, первого ректора Петербургского университета Михаила Андреевича Балугьянского была известной детской писательницей и талантливым педагогом.

Уже отчаявшийся видеть свой труд Афремов воспрянул духом. Несмотря на преклонный возраст, он сам вызвался ехать в Москву для того, чтобы доставить в Тулу тираж книги-узницы. Интерес к «Историческому обозрению...» был велик, и вскоре она была распродана полностью. Полученные при этом деньги Афремов пожертвовал в фонд Тульской публичной библиотеки.

Афремов был в числе тех немногих людей из дворян, которые, в противовес классовым предрассудкам, выступали за освобождение крестьян из крепостной неволи с землей и без всякого выкупа. В сентябре 1858 года Афремов подписал «особое мнение» группы тульских дворян на этот счет. Примечательно, что рядом с его подписью стояли подписи И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

Иван Федорович Афремов умер в 1866 году в своем родовом имении Сальницы Белевского уезда Тульской губернии. Но имя его не забыто. Туляки чтят память об Афремове не только как о человеке, посвятившем многие годы своей жизни изучению прошлого родного края, но и как о подлинном патриоте России, активно выступавшем против невежества и крепостничества.

В 2002 году Приокское книжное издательство тиражом 5 тыс. экземпляров переиздало книгу Ивана Афремова «Историческое обозрение Тульской губернии», несколько осовременив ее название – «История Тульского края». Предисловие к книге написал известный тульский архивист и историк-краевед Аркадий Аркадьевич Петухов. Держать в руках это издание и приятно и трепетно: великолепная полиграфия, отличные иллюстрации, а главное – живет в туляках память о прошлом, благодарные сердца бьются в унисон ритму истории, крепнет живая сила исторических традиций.