Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери, расположен в центре тульского кремля.
По предположению исследователей, в середине вновь построенного в 1520 году каменного кремля находилась первоначально деревянная церковь. В 1626 году эта церковь носила название Архангельского собора и имела придел в честь Василия Парийского. В 1684—1685 годы был возведен первый каменный храм и при нем небольшая колокольня. Новый собор назывался Успенским и имел два придела: Архистратига Гавриила и Тихона Амафунтского.
Ныне существующий собор построен в 1762—1766 годы. Имя создавшего его талантливого зодчего не сохранилось. С правой стороны собора был освящен придел во имя Святого Иоанна Златоуста, со временем упраздненный. В 1772 году к западу от собора началось строительство четырехъярусной, с высоким позолоченным шпилем, колокольни (с часами) по проекту архитектора Праве. Колокольня была закончена после 1781 года. Под ней находился небольшой храм в честь Святого Тихона Амафунтского с приделом Святого Иоанна Златоуста. В Тихоновом приделе временно совершали богослужение единоверцы города Тулы.
Архитектурный план храма предельно ясен и монументален: над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объему примыкает низкий алтарь с выступающей закругленной апсидой. С простым объемным построением храма резко контрастирует его богатое декоративное оформление в нарядных формах русского барокко. Все фасады собора покрыты сплошным узорчатым ковром насыщенного декоративного убранства. Внутреннее пространство собора представляет собой высокий просторный светлый зал с четырьмя столпами, несущими своды. Хорошие пропорции и большая высота придают ему торжественный и величественный вид. Успенский собор примечателен не только по архитектурному исполнению, но и по своей уникальной внутренней стенной росписи.
Собор был расписан в 1765—1767 годы «града Ярославля посадскими людьми стенного писания». Фрески замечательны и по технике исполнения и по художественному стилю, а особенно по глубине и содержательности тематики. Эта роспись - последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма. Ярославские мастера живописи в Туле повторили прекрасные настенные росписи церкви Святого Пророка Илии своего родного города. Находясь в зависимости от ярославских подлинников, фрески тульского Успенского собора имеют свои особенности как в отношении изображений, так и в стиле писания. Фресковая живопись, обычно носящая традиционный характер, в Успенском соборе отразила новые декоративные особенности (костюмы, палаты, ландшафты) и новые эстетические запросы XVIII века.
Из всей стенной живописи собора особенно следует выделить картины, составляющие два определенных тематических комплекса: семь картин, изображающих Вселенские соборы; четыре картины на западной стене храма, передающие содержание книги «Песнь песней». Книга «Песнь песней», допускающая различные толкования ее текста, в фресках Успенского собора приобретает еще и новое, принципиально отличающееся от других, раскрытие ее основной идеи. Богословский экзегес библейской книги выносится на стены храма, а фрески наглядно изъясняют символику духовного союза Христа-искупителя и учрежденной им Церкви. Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими резчиками.
Внутри собора с правой стороны около амвона, у стены, погребен архиепископ Никандр (Покровский, умер в 1893 г.), управлявший епархией более 30 лет.
Собор являлся свидетелем многих исторических событий нашей Родины. Отсюда после напутственных молитв ратные люди уходили на сражение с врагами, в нем же проходили встречи воинов после побед русского оружия. В соборе хранились исторические реликвии: три знамени тульского ополчения 1812—1814 гг. и одиннадцать знамен войск, принимавших участие в крымской кампании 1855—1856 гг.
16 февраля 1930 года Успенский собор закрыли, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. Колокольня сгорела и была разобрана в 1936 году.
9 июня 1973 года было принято решение исполкома Тульского горсовета - приспособить Успенский собор Тульского кремля под музей.
В сентябре 1991 года храм передали в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа. В 2015 году воссоздали колокольню.
Перламутровая пуговица, надежинский рельс и грифельная доска. Неожиданные сюрпризы тульской усадьбы Смидовичей
09/10/2024«Русский завтрак» съешь сам
08/10/2024Илья Кошкин: Оценка художественной ценности архитектурного модернизма в Туле целью исследования не является
07/10/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!