Тульский «Эрмитаж»

18/06/2023 10:07 Тульский «Эрмитаж»

© План тульского сада «Эрмитаж»

Тульский «Эрмитаж» – первый частный театр и сад в Туле, существовавший с 1896 по 1930 годы.

 

Общеизвестный факт: в 1898 году в столичном театре-саду «Эрмитаж» открылся Московский художественный общедоступный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. И факт малоизвестный: в тот же год в Туле открыл двери первый в городе частный театр «Эрмитаж».

 

Молчановская дача

 

Сад «Эрмитаж» в Каретном ряду столицы был разбит известным московским театралом, предпринимателем и меценатом Я. В. Щукиным. Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года. А в 1896 году в Туле никому до этого не известный приезжий купец Яков Михайлович Федотов приступил к обустройству перекрестка трех тульских улиц: Воздвиженской, Серебрянской и Калужской (теперь Революции, Халтурина и Демонстрации) - для открытия здесь по примеру столицы сада, а за тем и театра.

 

На месте, занимаемом сегодня Тульским областным медицинским колледжем, в середине XIX века располагалась усадьба почетного гражданина Тулы, купца первой гильдии Александра Прокофьевича Молчанова. Несколько деревянных строений, сад и пруд напоминали, скорее, деревенскую идиллию, нежели центр города оружейников. Неудивительно, что эту усадьбу Молчанова в Туле назвали «Молчановской дачей».

 

Александр Прокофьевич был сыном тульского купца и француженки Софьи Александровны Миннер, принявшей перед свадьбой русское подданство. Возможно, именно его матушка приложила руку к созданию изысканной, хотя и не помпезной усадьбы в центре Тулы.

 

О хозяине «Молчановской дачи» сегодня известно немного. В 26 лет Александр Молчанов стал почетным старшиной Николаевского детского приюта (сейчас в этом здании на ул. Мосина туберкулезный диспансер, - И.П.). 3 февраля 1853 года за благотворительную деятельность во время холеры он был награжден орденом Св. Анны 3-й степени. 7 мая 1853 года стал действительным членом Императорского Вольного экономического общества. В том же году он раздал 20 тысяч рублей серебром бедным горожанам, призванным в армию. 8 января 1854 года угощал обедом проходившие через Тулу войска: их ждала суровая Крымская кампания. 23 апреля 1854 года Александр Прокофьевич был свидетелем со стороны жениха на свадьбе двоюродного брата известного тульского купца Дмитрия Яковлевича Ваныкина – Аполлона Ивановича. Супругой 39-летнего Аполлона Ваныкина стала бывшая ганноверская подданная 21-летняя Каролина Филипповна Веше. А в 1856 году Молчанов скоропостижно умер, едва отметив 30-летие.

 

Неизвестно, были ли наследники у Молчанова, и кого из владельцев опустевшей дачи купец Федотов в 1896 году уговорил продать ему усадьбу за семь с половиной тысяч рублей. Но сделка состоялась, и началась работа по превращению купеческого гнезда в центр зрелищ, отдыха и увеселений.

 

На лодках у театра

 

В первый же год в саду, который Фетодов назвал «Эрмитаж», устроили ресторан с открытой терраской и несколько беседок на берегу пруда. Ресторан принимал посетителей круглый год, здесь постоянно работали музыканты нанятого Федотовым оркестра (он платил им 500 рублей в месяц). Приготовлением еды занимались три повара (каждый получал в год по 1000 рублей, для сравнения, повар в больнице тогда зарабатывал 180 рублей, а врач 1200 рублей), гостей за столиками обслуживал официант (ему платили 75 рублей в месяц). Летом на пруду работал прокат лодок, устраивались водные праздники с иллюминацией и фейерверком.

 

В 1898 году Фетодов закончил строительство здания театра в саду. В отличие от других построек, это было каменное сооружение, с большим зрительным залом почти на 500 мест и балконом. На просторной сцене имелась суфлерская будка, слева и справа от подмостков находились две директорские ложи, справа от сцены имелись еще шесть лож для особых гостей. Как и положено театру, Федотов предусмотрел здесь 8 артистических уборных, комнату для бутафора, а в подвале располагалась декорационная мастерская. Зрители входили в театр со стороны Серебрянской улицы, справа их ждал буфет с открытой террасой, слева – зрительный зал. Если пройти прямо, можно было оказаться на крытой веранде, откуда открывался чудный вид на освещенный пруд и беседки.

 

И ресторан, и театр, и вся территория сада освещались электрическими фонарями, отапливались здания с помощью водяного отопления (в котельной сада работал нефтяной двигатель).

 

Все имущество сада Федотов застраховал в кампании «Якорь» на 8 727 рублей. Летом 1898 года в беседе с проверяющими из Тульской губернской земской управы Федотов признался, что сад, ресторан и театр приносят ему до 2 тысяч рублей дохода в месяц, а за год прибыль превышает 25 тысяч.

 

Вход в сад и театр, естественно, был платным: 300 рублей в месяц, что, конечно, отпугивало простых смертных и привлекало изысканную публику, желающую хорошо провести вечер.

 

На подмостках «Эрмитажа» выступали все заезжие знаменитости, дававшие концерты в зале Дворянского собрания, в том числе и театральная труппа Станиславского. На содержание труппы Федотов выделял 750 рублей в месяц.

 

Летний ДКЖ

 

В октябре 1905 года театр «Эрмитаж» едва не закрыли. Вечером 28 октября 1905 года близ сада «Эрмитаж» был убит из револьвера продавец газет Алексеев. Приехавшая полиция обнаружила у покойного в сумке первый номер газеты «Новая Жизнь». Это была первая легальная большевистская газета, начавшая выходить в Петербурге с 27 октября 1905 года. В ее создании принял активное участие Максим Горький, который не только поддержал газету в материальном отношении, но и опубликовал на ее страницах ряд своих статей. Он был, вместе с Лениным, Ольминским, Воровским и Луначарским, в числе постоянных сотрудников «Новой жизни». Но подозрения полиции насчет принадлежности кого-то из сотрудников «Эрмитажа» к политике владельцу удалось отмести, и сад успешно работал вплоть до осени 1914 года.

 

В годы Первой мировой войны в театре «Эрмитаж» размещался военный госпиталь, супруга губернского прокурора Петрова была его попечителем. После революции сад «Эрмитаж» стал исключительно летним и назывался теперь «Летний клуб и театр железнодорожников на углу ул. Калужской и Халтурина». После того, как железнодорожники отстроили себе прекрасный Дворец культуры на ул. Ульянова (это 1930 год, - И.П.), клуб на Калужской пришел в запустенье и был снесен.

 

При строительстве медицинского училища красивый пруд сравняли землей, но старожилы уверяют, что некоторые деревья, растущие сегодня вокруг учебных корпусов, знали еще «эрмитажные» времена.

 

Новейшая история

 

В 2010 году в Туле вновь появился театр «Эрмитаж». Ранее он был известен как муниципальный театр «У Толстовской заставы». С 1972 года и следующие 20 лет он существовал как театр-студия на общественных началах. Возрождение былой популярности, привлечение нового зрителя, создание самобытного, во многом экспериментального репертуара – вот цель, которая объединила труппу театра.

 

Концепция «Эрмитажа» заключается в развитии театра как творческой лаборатории. Команда профессиональных актёров и режиссёров стремится подарить тульскому зрителю новые впечатления, удивить и увлечь аудиторию в мир нестандартных идей.

 

Также театр «Эрмитаж» является организатором Международного фестиваля уличных театров «Театральный дворик».