«Таскают - кто иконостас, кто - крестик». Чем торгуют черные копатели

28/06/2023 09:21 «Таскают - кто иконостас, кто - крестик». Чем торгуют черные копатели

© Фото: Рязанские новости

В интернете легко найти информацию о продаже старинных украшений или предметов быта. Торгуют XV, XIV веком и даже домонгольским периодом. Объем предметов в каждом объявлении говорит о том, что это неслучайные находки со своего огорода. Судя по всему, кто-то целенаправленно раскапывает культурный слой в поисках древностей и наживы.

 

Черный археологический рынок исследовали корреспонденты «Рязанских новостей»

 

Объявления о продаже крестиков и монет то появляются, то исчезают. Цены, например, на кресты небольшие – в среднем около 500 рублей за штуку. Количеству находок может позавидовать бывалый археолог. Правда, для науки эти предметы, к сожалению, больше не представляют особой ценности из-за их варварского поднятия из культурного слоя.

 

Часто люди искренне не понимают, что плохого в том, чтобы достать из земли древнюю вещь. Журналисты решили поговорить со специалистами-археологами, которые доступно объяснили, почему «черное копательство» не только представляет собой явление варварское, но и угрожает человечеству.

 

По словам опытного археолога, члена Старорязанской археологической экспедиции Александра Артамкина, главная опасность грабительских раскопок – это изъятие вещей из контекста.

 

«Например, прошёл человек с металлодетектором по городищу и собрал с него кучу крестиков. Может быть даже отметил себе в какой части городища какой крестик собрал. Но, поскольку он не проводил раскопки, он не может зафиксировать, например, из какого слоя эти крестики происходят. Из слоя строительного мусора? Из конструкции, из слоя её бытования? Из засыпки подвальной ямы? Из засыпки могильной ямы? Из пашни? Этого мы не узнаем. А это важно. Ведь если он происходит из строительного мусора, значит, он был потерян именно тогда, когда велась стройка. Также, как и другие вещи из этого слоя. Они синхронны. Если из засыпки могильной ямы то, скорее всего, он попал туда из другой могилы. Ведь кладбище могло бытовать долго. Иногда при закладке новых могил тревожились старые, которые уже визуально не читались на местности. Если повреждалось старое погребение, то отдельные кости и вещи из него могли попасть в новое. А может крестик попал не из старой могилы, а его опять же потерял тот, кто яму копал? Может быть. Для этого нам надо сравнить крестик из слоя могильной ямы и крестик из погребения, которое лежит на дне этой ямы. И вот мы видим, что один из них старше другого примерно на век. Но как мы можем сравнить, если не провели здесь раскопки и не зафиксировали два крестика из одной ямы: один из засыпки, а другой с погребения?», - приводит пример Александр.

 

В Рязани древностями торгуют несколько человек. На встречу с одним таким предпринимателем журналисты и отправились. Мужчина разложил краденные вещи на багажнике своей машины. Подчеркиваем, несанкционированное изъятие находок из земли - это кража истории у своего народа.

 

- На фотографиях вроде побольше предметов было...

 

- Конечно. Так раскупают.

 

Как предположил археолог, который был с журналистами на встрече, скорей всего, копатель набрёл на селище и, как крот, его перерыл в поисках ценностей. Кстати, вопрос: а кто же все это покупает? Археологи говорят, что в основном такие вещи оседают в частных коллекциях, а некоторые, например, крестики, могут вывозиться за рубеж. Об этом еще Высоцкий пел:

«Таскают — кто иконостас,

Кто — крестик, кто — иконку, —

Так веру в Господа от нас

Увозят потихоньку».

 

Есть расхожее заблуждение, что черное копательство может помочь сохранить предметы, до которых археологи могли бы и не добраться. Это утверждение ложное.

 

«Один из самых частых аргументов тех, кто защищает грабительские раскопки, звучит следующим образом: пока археологи туда доберутся, там всё сгниёт, а мы спасаем предметы. Так вот, добрались. Может вы какие-то предметы и спасли, но информацию уничтожили. А это важнее. Даже если мы приходим на непотревоженный памятник, где не осталось почти никаких вещей, мы всё равно собираем о нём информацию. А вот с порушенными слоями это невозможно. Какой толк с сохранённого предмета, если при его изъятии безвозвратно исчезает часть информации о прошлом? Да и уверены ли вы, что у вас он будет надёжнее сохранен, а не потеряется лет через 100, когда вы уже не сможете за ним приглядывать?», - говорит археолог Артамкин.

 

Но явление черных копателей не только аморально, оно еще и незаконно. В УМВД по Рязанской области поясняют, что согласно примечанию к статье 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, под культурным слоем понимают слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы. Таким образом, если лицо извлекло нательные украшения и предметы быта 11-13 веков без разрешения из культурного слоя, то его действия подпадают под статью 243.2 Уголовного кодекса РФ.

 

«Сотрудниками Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области в соответствии с действующим законодательством организованы меры по обеспечению сохранности всех известных в регионе мест залегания археологических предметов», - сообщили в ведомстве в ответ на запрос «РН».

 

Главная проблема в том, что не всегда археологический памятник известен. Этим и пользуются черные копатели. Археологи каждый год проводят разведки, изучают новые места. Проводят охранные раскопки на местах будущих строек. Но важно понимать, что работа ученного - это долгий процесс: составление карт, зарисовка слоя, составление чертежей, детальное изучение находок. В то же время варвары с металлоискателями могут раскурочить археологический объект за день и пойти искать новую жертву.

 

«Вторая очень важная, но, к счастью, более редкая проблема в том, что иногда грабительские раскопки проводятся не маленькими ямками, а заметными площадями. Например, на одном из памятников, где мне доводилось работать несколько лет назад, примерно треть поверхности была нарушена многочисленными ямами. Там даже старые ямы закапывали обратно, чтобы на месте отвалов от них выкопать новые. Верхние слои в этой части городища были очень сильно повреждены. Почти никакой структуры слоёв на этих участках не сохранилось, никаких конструкций. Раскопки показали, что этими ямами были разрушены слои городища после XIV века.  Эта информация утеряна навсегда», - рассказал Александр Артамкин и показал фото последствий грабительских раскопок.

 

 

 

Таким образом, можно говорить, что на наших глазах люди совершают преступление. Разграбление культурного слоя - это не просто кража ценных предметов, это кража истории у будущих поколений. Если вам очень хочется посмотреть на предметы старины, то лучше отправиться в музей. А уж если очень хочется что-то найти самостоятельно, то всегда можно записаться в археологическую экспедицию и послужить науке.

 

Читайте по теме:

Нелегальных кладоискателей поймали во Владимирской области

Сотрудники ФСБ России по Тульской области передали в музей древний клад, который нашел черный копатель

Археологические артефакты не прошли таможенный контроль