Сурен Касумян: Я был пионером-умельцем и сейчас им остаюсь

07/07/2023 08:00 Сурен Касумян: Я был пионером-умельцем и сейчас им остаюсь

Автор: На фото - Сурен Касумян

Каждый день заваривая утренний кофе в чашке, мы не придаем значения и уж точно не размышляем над тем, каким образом эта чашка попала к нам в руки. Для нас это является рутинным и будничным предметом обихода. Но за каждой вещью, находящейся в наших домах, стоит большая история, даже у самой неприметной чашки.

 

Первая вылепленная из глины посуда датируется еще эпохой неолита, именно поэтому гончарное ремесло считается одним из самых древних в мире. Сейчас керамика - это искусство, требующее большой квалификации, терпения и творческого взгляда на мир. Подробности студенты кафедры журналистики ТулГУ узнали у тульского гончара Сурена Касумяна.

 

Веками ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждый ремесленник добавлял свой собственный опыт и экспертные знания, создавая уникальную мастерскую работу. Но у Сурена Акоповича путь отличается: никто из его семьи не занимался этим, он пришел к этому сам.

 

- До «гончарки» я занимался разными вещами. Попробовал немного в банке, немного в бизнесе и понял, что это не моё. Мне с детства нравилось делать что-то руками, и, хотя у меня высшее техническое образование, я постепенно пришёл к керамике. Как-то читал книжку «по промыслам», и мне очень понравился один гончар, украинский старый дедушка, который делал горшки. Я посмотрел и подумал, как здорово было бы делать что-то похожее. Постепенно и сам к этому пришёл.

 

У Сурена тяга к созданию и творчеству была с самого детства. Его руки тянулись к созданию чего-то нового из подручных средств ещё до того, как понял, что это станет делом жизни.

 

- Я был пионером-умельцем и сейчас до сих пор им остаюсь. Любил опыты, что-то паять, взрывать, смешивать. Немного рисовал, но не учился этому. Меня больше привлекало «техническое» творчество.

 

Этим мастер объясняет выбранное им в дальнейшем направление обучения. Учился он на конструктора радиоэлектронных средств.

 

- Мне это пригодилось, например, когда нужно печку отремонтировать. Какие-то схемы... Я в этом немножко разбираюсь. Свой первый электрический гончарный круг я сделал сам: книги прочитал, изучил всё. Инженерией увлекаюсь до сих пор. Иногда провожу занятия с детьми не только по керамике, но и технические мастер-классы. В «Октаве» было мероприятие, на котором мы с ними изучали историю двигателей. У меня есть небольшая коллекция маленьких моторчиков: паровые, двигатели Стирлинга, электрические. Рассказывал детям, как это всё работает, что-то они сами делали.

 

Процесс смены рода деятельности не был резким: гончарство постепенно начало проникать в жизнь. Сначала как хобби, а потом уже как постоянная работа, приносящая заработок.

 

- У меня был плавный переход. На тот момент я занимался коммерцией и потихоньку сворачивал одно направление и вливался в другое. Не было такого, что я всё бросил и пустился в бурные воды ремесленного творчества и производства. Потом оказалось, что этим вполне можно зарабатывать, всё довольно востребовано: и сами изделия, и занятия с детьми и взрослыми.

 

О начале своей работы с глиной Сурен рассказывает с теплотой: первые неумелые, но уверенные шаги были сделаны 20 лет назад, но все ещё остаются в памяти приятными воспоминаниями.

 

- Это было уже давно. На самом деле здесь нет какого-то сложного тайного знания, ужасных секретов. Просто нужно понять первоначальные движения, от чего отталкиваться, а потом тренировать мышечный навык. Похоже на велосипед: ты учишься, падаешь вначале, а потом кажется, что это так просто.

 

Со временем, после череды проб и неудач, Сурен обрел большой опыт и знание своего дела. Научившись обращаться с материалом, мастер погрузился в работу с ещё большим рвением.

 

- Процесс или результат? И то, и другое ценно. Результат особенно приятен, когда делаешь что-то новое, и оно получается. Ты что-то придумал, сделал, так посмотрел и сказал: «здорово». В любой работе есть элемент рутины. Конечно, когда делаешь 500 одинаковых маленьких горшочков, просто думаешь о чём-то своём, слушаешь музыку. Я больше мастер, чем художник. Есть керамисты, у которых больше творчества, а у меня больше ремесла.

 

Деятельность Сурена Акоповича востребована уже много лет и продолжает набирать обороты. Ручная работа остается актуальной даже в век технологий и массового производства.

 

- У меня есть теория на этот счёт. Мы живём в мире, где пользуемся большим количеством вещей, часто не понимая, как они работают и как они сделаны. Даже шариковая ручка... Её человек не может сделать сам. Большинство из того, что нас окружает сделали другие люди, которые прошли огромный путь, и за этими вещами лежат века цивилизации. Честно сказать, я очень материалистичный человек. Не верю в какую-то магию и потусторонние вещи. Здесь больше играет роль история предмета, то есть то, что это не просто один из миллионов горшков, а ты знаешь, что его сделал мастер, ты можешь с ним пообщаться. Получается, что данный предмет, намного больше наполнен эмоциями и информацией, чем в принципе такой же горшок, купленный в магазине.

 

Параллельно идет и другой процесс, который я вижу, взаимодействуя с людьми в музеях. Больше растёт ценность не изделий, а личного опыта. Человеку намного интереснее попробовать посидеть самому за кругом, чем купить горшок. Это уже следующий этап вовлечения. Он очень востребован. Многим интересней непосредственно прикоснуться к процессу, чем получить какой-то готовый продукт, даже пусть он и мастером сделанный.

 

Гончарство в наше время - это не просто ремесло, а настоящее искусство. Оно может быть использовано не только в качестве хобби или развлечения, но и как основной вид деятельности. Более того, гончарство помогает сохранить культурное наследие, давая возможность помнить и передавать исторические традиции. Что посоветовать новичку в этом деле?

 

- Советую не пугаться первых поражений. Один керамист сказал: «керамика – это путь неудач». Потому что ты пробуешь, а что-то там ломается, взрывается в печке, лопается при сушке. И только потом постепенно понимаешь, где ошибался. Со временем всё становится проще, а результаты предсказуемыми.

 


Материал подготовили студентки 3 курса кафедры журналистики ТулГУ  Ольга Басуева и Евгения Краснослободцева (фото) в рамках проекта Тулакультурабезафиш.