Александр и Карл Брюлловы

07/08/2023 13:22 Александр и Карл Брюлловы

© Портреты Александра и Карла Брюлловых

Брюлловы - знаменитая художественная династия.

 

По семейной легенде, в 1773 году французский протестант Георг Брюлло прибыл в Петербург, чтобы работать на императорском фарфоровом заводе в качестве орнаментного скульптора. С ним приехали младший сын и два внука от покойного старшего сына Иоанна. Одним из мальчишек был 13-летний Пауль (Павел Иванович), который впоследствии стал отцом прославленных художников.

 

Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября (10 декабря) 1798 года. Карл появился на свет через год - 12 (23) декабря 1799 года. Первые свои уроки по живописи мальчики получили от отца. Затем последовала блестящая учеба в Императорской Академии художеств.

 

Буква «в» в конце фамилии Карла и Александра появилась перед пенсионерской поездкой в Италию.

 

В Высочайшем указе, которым давалось соизволение Государя Императора на художественную поездку Александра Павловича и Карла Павловича за границу, их фамилия «Брюлло» была изменена в русскую по форме фамилию «Брюллов». При этом, остальные представители рода продолжали носить фамилию «Брюлло».

 

В Европе Александр и Карл занимались живописью, писали портреты и пейзажи. Несмотря на то, что братья получили одинаковое образование и возможности для реализации, они по-разному воплотили в жизнь свой талант. Карл Брюллов получил известность как художник, а Александр Брюллов стал заниматься зодчеством.

 

Путешествуя по Европе, Александр увлеченно знакомился с различными архитектурными формами. Наиболее значимой его заслугой стало издание «Термы Помпеи».

 

Вернувшись в Петербург, он принял участие в конкурсе проекта по застройке Дворцовой площади. Однако тогда его проект не получил должного признания, но его все-таки получилось реализовать позднее. Глубокое изучение древнегреческой архитектуры наложило отпечаток практически на все будущие проекты Брюллова. Благодаря ему появились такие сооружения как церковь Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, здание штаба Гвардейского корпуса, лютеранская церковь Святых Петра и Павла и другие. Также его проектом является памятник-колонна Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

 

Именно в период, когда творил Александр Брюллов, вошел в моду «помпеянский стиль». Николай I самолично выбирал для собственной коллекции античные предметы.

 

Существует мнение о том, что идея написания известной картины «Последний день Помпеи» изначально тоже принадлежала Александру. Но блестяще воплотил её в жизнь его брат Карл. Заказчиком полотна стал Анатолий Демидов. В целом работа над картиной заняла около шести лет. Успех картины был феноменальным.  В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщил Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданнейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Жаль одного, что вас здесь не было самих, когда все восхищались зрелищем произведения и необыкновенного гения вашего».

 

Следующий творческий период Карла был связан с возвращением на родину. В Петербурге упрочилась слава Карла Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером.

 

В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Примечательно, что в этом проекте ранее участвовал и его отец П. И. Брюлло. Теперь Карлу предстояло расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Просьба была удовлетворена.

 

Врачи предписали Карлу нахождение в более теплом климате. Художник отправился в Италию, а затем посетил Испанию. Именно Южная Европа стала для него последним пристанищем. Эти места будоражили воображение творческой личности и вызывали желание творить. Последней картиной стал портрет друга археолога, написанный в 1851 году. 23 июня 1852 года Карл Павлович Брюллов умер в Италии, где был похоронен на римском кладбище.

 

Долгие годы Карл Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей. Официальный брак с дочерью рижского бургомистра Эмилией Тимм продлился всего месяц.

 

Личная жизнь архитектора и художника Александра Брюллова оказалась более счастливой. В отличие от брата Карла ему посчастливилось прожить со своей супругой баронессой Александрой фон Раль почти полвека. По воспоминаниям современников, в его семье всегда царила атмосфера любви и полнейшей гармонии. Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в Санкт-Петербурге. Он пережил своего младшего брата на 25 лет