Осенью в Ясной Поляне будут воспитывать кинокритиков

В Ясной Поляне будут воспитывать кинокритиков

28/08/2023 18:23 В Ясной Поляне будут воспитывать кинокритиков

© На фото: Владимир Толстой и Дмитрий Данилов

С 2021 года в Ясной Поляне ежегодно проводится Школа литературной критики имени В.Я. Курбатова. В очной форме с молодыми авторами взаимодействуют известные акулы пера: культурологи, обозреватели и главные редактора федеральных изданий. Каждый сезон открывает новые таланты и вовлекает их в глобальный литературный процесс.

 

На осень же при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и телеканала «Кино ТВ» впервые запланировано проведение Школы кинокритики. Поэтому уже сейчас в Ясной Поляне одним из особенных праздников стал День российского кино.

 

27 августа литературные критики, их наставники, участники начинающихся XXVIII Писательских встреч и гости посмотрели фильм «Человек из Подольска». В основе киносценария – пьеса Дмитрия Данилова - лауреата премии «Ясная Поляна» 2022 года в номинации «Современная русская проза».

 

Читайте по теме: Дмитрий Данилов. Роман с безысходностью 

 

Главный герой картины Николай Фролов - родом из подмосковного города Подольска. С первых секунд парень в исполнении Вадика Королева располагает к себе такой обычностью и простотой, что невольно вспоминается герой 1990-х годов и всеобщий любимец Данила Багров из фильма «Брат». Неприятности сваливаются на Николая тоже самые типичные: бросила девушка, на вокзале цыганка украла кошелек, полицейский патруль проверяет документы и забирает до выяснения личности.

 

Тут и начинаются совершенно необъяснимые и абсурдные вещи. За поверхностным бессмысленно-дурашливым слоем у режиссера Семёна Серзина скрыта философская глубина и личное обращение к каждому зрителю. По сути Николай – собирательный образ человека из провинции. Он мечтает жить в столице, а еще лучше – в Амстердаме. В родном Подольске видит только серость.

 

Однако, экзаменационные вопросы странных полицейских быстро выявляют серость не города, а самого Николая. Личность его мало примечательна: эрудицией не блещет, творческие способности весьма посредственны. Но есть ли среди нас такие, кто на ночь любит почитать Википедию? А кто из мужчин не задерживал взгляда на соблазнительных ножках топ-моделей? Впрочем, они все равно недоступны, ведь вокруг – Подольск, Тула, Калуга, Тверь, Рязань, Ярославль… Приходится довольствоваться более доступным и соответствующим мизерной зарплате.

 

Полиция должна перевоспитывать – таков прямой посыл происходящего на экране. Разными, зачастую спорными методами Николаю внушают, сколь интересна окружающая его действительность: история Подольска, его архитектура, ценность наследия, важность промышленности. Одновременно в агрессивно-креативной форме молодому человеку пытаются доказать, что реальность напрямую зависит от его действий. Например, скучная муниципальная газетёнка «Голос ЮАО», в которой Николай работает редактором, может звучать в яркой музыкальной стилистике. Но удалось ли хоть кого-то осчастливить насильно? Вот и мощный прессинг благими целями показывает, как легко сломать обычного человека и сделать из него безвольно-послушное существо.

 

Оперативная работа по выяснению личности потрошит и выворачивает всю биографию Николая. Из симпатичного парня его образ трансформируется в ничтожество. Внутренний бунт «маленького человека» быстро подавляется, и «не герой» слепо следует любым указаниям. Особенно грустно, что он так и остается «одним из многих» и понятно, что на его месте каждый выглядел бы абсолютно так же.

 

Пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» театралам известна хорошо. С 2017 года одноименный спектакль успешно зарекомендовал себя на сцене Театра.doc. Премьера фильма состоялась 26 ноября 2020 года. Лента взяла несколько фестивальных наград, но широкой славы пока не обрела. По духу и настроению «Человек из Подольска» близок рязановским «Небесам обетованным» и «Быстрее чем кролики» от Квартета И. Это непростая трагикомедия нашей жизни.

 

«После проведения уже четырех школ литературной критики, мы отваживаемся ступить на совершенно новую для нас территорию – территорию кино! Страшновато, но очень интересно», - прокомментировал показ фильма советник президента России по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой.