Любовь Михайловна Белкина. Пассионария Серебряного века

Любовь Белкина. Пассионария Серебряного века

27/11/2023 12:50 Любовь Белкина. Пассионария Серебряного века

© Из коллекции Бориса Тебиева

13 ноября 1944 года в Москве на 68 году жизни скончалась Любовь Михайловна Белкина - поэтесса, прозаик, драматург, активная участница революционного движения в России и Белоруссии. Ее хоронили без особых почестей и траурных речей, поскольку молодость усопшей, овеянная революционной романтикой и возвышенной гражданской поэзией, прошла не в рядах большевиков, а в рядах партии социалистов-революционеров.

Биография и многогранное творчество Белкиной (это ее фамилия по второму браку) глубоко не изучены и мало кому известны. Забытое имя героини нашего очерка не раз всплывало в статьях и монографиях и требовало серьезного комментария, но исследователи наталкивались на отсутствие достоверных сведений о ней. Наиболее существенные попытки описания жизни и творчества Белкиной были сделаны Н.А. Милоновым в книге «Писатели Тульского края» и белорусским краеведом Алесем Карлюкевичем в статьях, посвященных литературным Пуховичам и их окрестностям. Отдельных же работ о Белкиной не выходило.

А между тем у Любови Белкиной есть все для того, чтобы заинтересовать современного читателя. Автором она была и талантливым, и плодовитым. Писала, в основном, в духе русского авангарда, весомо и зримо, обладала ярким художественным мышлением. К сожалению, на моей книжной полке Любовь Белкина представлена лишь одной из ее книг – нео-балладой «Буревестник Дуарнена», посвященной революционным событием в портовом городке на севере Франции, где в начале 1920-х годов произошло одно из первых столкновений рабочих с фашистскими молодчиками. Книга была издана в Туле, в 1925 году тиражом 5 000 экз. местным отделением МОПРа и, по всей видимости, относится к категории библиографических редкостей, поскольку отсутствует даже в знаменитой библиотеке Ивана Никаноровича Розанова, профессора МГУ, выдающегося знатока русской поэзии, хранящейся ныне в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве в качестве самостоятельной экспозиции. Если бы мне встретились другие ее произведения, особенно нелегально вышедшие в начале ХХ века, я был бы безмерно счастлив. Но, увы, они настолько редки, что отсутствуют даже в крупнейших библиотеках страны. Из книг Любови Белкиной у И.Н. Розанова хранились лишь два ее поэтических сборника – «Лесная лилия» и «Мои стихи».

Воссоздание биографии Белкиной взывает как к работе архивариуса, так и к детективному расследованию. Она родилась под знаком «Весов» 4 (16) октября 1875 года в заштатном городке Несвиж Слуцкого уезда Минской губернии в семье местного пристава Михаила Родионова.

Расположенный на берегу медлительной Усы, Несвиж (в переводе с польского Невидимый) – город с древней историей. Точную дату его основания установить трудно, однако известно, что в трагической битве на реке Калке 31 мая 1223 года, где полегло много русских воинов, участвовал со своей дружиной несвижский князь Федор.

Князя Федора в Несвиже помнят, а вот Любовь Михайловну нет. Ни под одной фамилией, ни как дочь местного пристава Родионова, ни как революционерку Клячко, ни как поэтессу серебряного века Белкину. Несвижский историко-краеведческий музей, куда я первым делом обратился, чтобы что-то разузнать о семействе Родионовых, учреждение молодое, открылся в январе 1995 года. Штат немногочисленный. До всего докопаться не успели. Радость всякого рода открытий у местных хранителей истории еще впереди. Мою информацию о землячке приняли с благодарностью. Надеюсь, что когда-нибудь в составе музея наряду с мемориальной квартирой хорошего белорусского художника М.К. Севрука, гончарной мастерской и музейным объектом «Кузница» появится и мемориальный уголок революционерки и поэтессы Любови Родионовой-Клячко-Белкиной.

Как складывались отношения в семье Родионовых, в какой мере они повлияли на поэтический дар и бунтарские наклонности Любови Михайловны – сказать трудно. По одной версии, рано лишившись матери, Люба «не сошлась характером» с мачехой, хотя та приходилась ей родной теткой, и, уехав в 14-летнем возрасте на учебу в губернский город Минск, начала самостоятельную жизнь. Но можно предположить и то, что девушка покинула Несвиж по причине должности своего отца, начальника местной полиции, которая была явно не в почете у разночинной молодежи тех лет. Во всяком случае, имя Любовь наделило нашу героиню рядом характеристик и черт, среди которых не на последнем месте конфликтность характера, неуживчивость, в сочетании с крепким умом, сильной мужской волей и здоровым честолюбием.

В Минске в 1889 году она поступила в казенную женскую гимназию, где проучилась до 1893 года. С 16 лет жила репетиторством, давая уроки детям состоятельных горожан. Вскоре после выхода из гимназии Белкина вышла замуж за Семена Моисеевича Клячко (1867- после 1917), провизора по профессии, активного деятеля эсеровских организаций, состоявшего, кстати, членом первого Московского совета рабочих депутатов, организованного .. Троцким в ноябре 1905 года. Что это был за брак и на чем он был основан – на простых человеческих отношениях или на совместной любви к революции – судить трудно. Революционеры-подпольщики люди особого склада, и браки у них нередко бывали фиктивными.

История ее жизни была богата событиями. С юности обладая ярким социальным темпераментом и качествами лидера, Белкина сблизилась с кружком революционной молодежи Минска и вскоре стала его признанным лидером. При активном участии молодой революционерки в Минске в 1897-1899 годах была создана Рабочая партия политического освобождения России (РППОР). Партия первоначально объединяла около 40 рабочих кружков, в рядах которых постигали политическую грамоту около 200 участников, а также еврейские кружки самообразования в местечке Пуховичи (здесь некоторое время жили супруги Клячко) и деревне Блонь Пуховичского уезда, где располагалось имение известного революционера-народника, члена организаций «Земля и воля» и «Чёрный передел» А.О. Бонч-Осмоловского. РППОР пополнялась в основном ремесленниками, приказчиками и студентами из числа еврейской молодёжи.

Совет партии состоял из представителей местных комитетов. Он поддерживал связь с Петербургским Союзом борьбы за освобождение рабочего класса, заграничным Союзом эсеров и многими левонародническими кружками в России. Группы РППОР действовали в Белостоке, Екатеринославе, Житомире и других городах империи. При партии состояло «Комиссионерство транспортов», которое занималось распространением библиотечек революционной литературы, издаваемой за границей и нелегально ввозимых в Россию. Г.А. Гершуни, впоследствии руководитель Боевой эсеровской организации, живший в то время в Минске, наладил изготовление фальшивых документов, которыми снабжались революционеры-нелегалы, закупил и передал в партийные организации оборудование для четырех подпольных типографий.

В руководство партии кроме упомянутых Л.М. Белкиной и Г.А. Гершуни входили также жившие в то время в Белоруссии Е.К. Брешко-Брешковская, А.О. Бонч-Осмоловский и Е.А. Гальперин.

В подпольной брошюре «Свобода», тайно отпечатанной в Минске в 1900 году, Белкина сформулировала программные задачи партии. Идейные позиции РППОР были неопределенными, но заманчивыми. Они представляли собой смесь народнических идей, ставивших задачу завоевания политической свободы путем террористической деятельности, и положений марксизма о ведущей роли пролетариата в грядущей социальной революции. В брошюре «Свобода» есть символическая фраза: «Социал-демократам мы протягиваем свою левую руку, потому что правая держит меч». Ее, как, впрочем, и весь документ, приписывают редактировавшему брошюру Гершуни, хотя по своему романтическому стилю она более подходила автору партийной программы – Белкиной. Известно, что внесенные Гершуни в текст программного документа РППОР правки были незначительными: он исключил из первоначального варианта положение, о том, что террор касается и личности государя (это существенно ужесточило бы наказание участников организации в случае ее провала) и внес в текст несколько стилистических изменений. На первый взгляд может показаться странным, но знакомство с молодой революционеркой существенно повлияло на радикализацию взглядов Гершуни. Именно Белкиной в брошюре «Свобода» впервые была высказана идея создания боевой организации, которую Гершуни реализовал на практике в рядах партии социалистов-революционеров.

Весной 1900 года минская организация РППОР была разгромлена охранкой. Однако по сообщению начальника Московского охранного от-деления, руководившего операцией, главным организаторам партии и подпольной типографии Гершуни, Брешковской и Клячко удалось скрыться. Начальные уроки конспирации молодая революционерка, по всей видимости, получала от Брешко-Брешковской, которая с артистической легкостью умела уходить от преследователей, принимая то образ старой няньки, то образ монашки, на которых никто не обращал внимания. Белкину арестовали позднее, осенью 1901 года, когда она оказалась в Петербурге, где проживал родной брат ее мужа, известный журналист Л.М. Клячко, и вскоре выслали в Херсонскую губернию.

В полемической статье «Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социал-революционерами» В.И. Ленин писал, что существование РППОР «прошло столь же бесследно, как и её исчезновение». И был не прав. В конце 1901 - начале 1902 года избежавшие арестов кружки Рабочая партия политического освобождения России влились в объединенную партию социалистов-революционеров, сформировавшуюся незадолго до этого из левонароднических групп.

Живя в Одессе и ее окрестностях, Любовь Михайловна встретила главного человека своей жизни – земского доктора Троицкого медицинского участка Ивана Петровича Белкина (1874-1934), уроженца города Елисаветграда Херсонской губернии, выпускника медицинского факультета Киевского университете св. Владимира. От него исходило очарование скромности, тонкого ума, свободы хорошо воспитанного и милого человека. Белкин покорил Любовь Михайловну глубокими знаниями и всесторонними талантами, преданностью своей профессии. Он увлеченно занимался живописью, участвуя в выставках наряду с художниками-профессионалами, в совершенстве владел несколькими европейскими языками. Они оказались прекрасной парой, дополняя друг друга во всем, и прежде всего в общем стремлении к творческому преображению жизни.


Иван Петрович и Любовь Михайловна Белкины 

Доктор Белкин с 1903 года состоял в партии большевиков, однако главным своим гражданским долгом считал оказание конкретной медицинской помощи конкретным людям. Жизненная позиция мужа оказала воздействие на Любовь Михайловну, которая вскоре отходит от активной революционной деятельности и, не изменяя мятежным идеалам юности, сосредотачивает свои усилия на литературном творчестве. Ее стихи и очерки, проникнутые гражданским пафосом, призывами к свободе и демократии, публикуются в журналах «Образование», «Современный мир», «Русское богатство» и других периодических изданиях. Трепетным словом публициста и поэта она активно реагирует на происходящие в стране политические события.

Первая русская революция ворвалась в жизнь супругов Белкиных стремительным вихрем. Незадолго до восстания на броненосце «Потемкин», 12 июня 1905 года земский врач Иван Белкин с женой по просьбе крестьян села Троицкого составили прошение о прекращении Русско-японской войны, установлении демократических свобод и разделе помещичьей земли, которое было зачитано на сельском сходе. Установить авторство прошения стражам монархических порядков было не трудно, и вскоре супруги Белкины в административном порядке были высланы в Самарскую губернию.

Спустя несколько месяцев супругам разрешили переехать в Москву. Здесь их застает декабрьское вооруженное восстание. На баррикадах Красной Пресни доктор Белкин руководил врачебными пунктами и санитарным отрядом. После поражения революции он работал врачом Речицкой земской больницы Бронницкого уезда Московской губернии.

В 1909 году председатель Бронницкой земской управы Александр Александрович Пушкин, внук великого поэта, пригласил Ивана Петровича на должность врача первого в России земского санатория для легочных больных, располагавшегося в сосновом лесу вблизи деревни Коняшино. По замыслу А.А. Пушкина санаторий должен был стать образцовым, а потому земский доктор Белкин был командирован сразу в три европейских страны – Швейцарию, Италию и Францию для изучения передовой практики лечения тяжелых легочных заболеваний.

В дальнейшем судьба связывает доктора Белкина с Полтавской губернией и Крымом. По заданию Полтавского общества борьбы с туберкулезом он участвует в организации санатория для учителей земских школ в Алупке, занимается организацией домов отдыха в уездном городе Полтавской губернии Гадяче. Находит себе работу по душе и Любовь Михайловна. В 1912-1913 годах она сотрудничает в Полтавском благотворительном издательстве «Колос ржи», редактирует несколько номеров местного журнала «Труженик».

Все эти годы Белкина рядом с мужем. А рядом с ней – чернильница с пером и стопка писчей бумаги. Несомненным достижением Белкиной как поэтессы становятся стихи и поэмы, посвященные революционным событиям 1905-1907 годов. Часть из них предназначалась для легальных изданий, часть для подпольного тиражирования в типографиях революционных партий. В 1906 году стихи Белкиной публикуются в поэтическом сборнике «Песни революции» (Киев, издательство «Народное дело») и московском художественно-сатирическом журнале «На распутье». В качестве приложения к журналу отдельной книжкой в том же году выходит с иллюстрациями сатирическая «Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике».

Среди опубликованных в эти годы стихотворений наиболее яркими и запоминающимися являются те, которые составили поэтический цикл, посвященный драматическим событиям Первой русской революции. Они пронизаны жгучей болью сердца. Психологически точно и исторически достоверно поэтесса передает атмосферу тех кровавых дней и ночей. Как и о чем писала Белкина в те дни, когда, по меткому выражению Евг. Осетрова, стихи становились прокламациями, а прокламации писались стихами, говорят ее поэтические строки.

 


Поэтический сборник «Песни революции» и «Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике» 


Из написанного в конце 1905-начале 1906 года стихотворение «На аванпостах», пронизанное трагическим ощущением действительности:


Глухая ночь. Кругом темно и дико,
Но город ждет сигнального огня.
Какая тишь! Ни выстрела, ни крика...
В могилах спят герои дня.
На их гробах горит заря успеха,
Их славных дел забвенье не возьмет,
По площадям еще рокочет эхо
И голос их над родиной несет.
И в тихий час перед последней битвой
На братский зов
Звучит ответ присягой и молитвой
В рядах бойцов.
Ненастный вихрь в костре пусть гасит пламя,
Пусть ночь долга!
Мы точим меч, мы твердо держим знамя
И ждем врага.
Глухая ночь... Удары роковые
Уж будят нас. Пора! Пора!
Смотрите, часовые!
Подходит час!
1905—1906
Белкина Л.М. На аванпостах 

Событиям декабрьского вооруженного восстания посвящена и написанная в то же время драматическая поэма «Декабрьские дни», давшая название нелегально опубликованному сборнику и выдвинувшая Любовь Белкину в первый ряд отечественных пролетарских поэтов. Строки поэмы звучат гневным протестом против реакции, гимном свободы. Драматическим событиям декабря 1905 года было посвящено немало талантливых произведений, но в большинстве из них выражалось лишь сочувствие восставшим московским пролетариям или оплакивалась их участь. Белкина же оценивала значение восстания с позиций революционного оптимизма:


Каждый дом был тюрьмой в эту пору,
Крепостями — громады домов,
Город спрятался в темную нору
И ворота замкнул на засов.
…………………………………
Мы постигли все ужасы ада,
Всю трагедию доли своей,
Десять дней и ночей канонада,
Кровь и смерть десять дней и ночей!
Обезумев, внимал обыватель
Перестрелке, тревожившей ночь,
И дрожал, и молчал, как предатель,
И не смел, не хотел им помочь.
………………………………..
В налетающем вихре бессилья,
В трудный час приближенья конца
Поддержите орлиные крылья,
Утомленные крылья борца!
Белоснежные, чистые, дивные,
Эти крылья уперлись в зенит...
Братья! Слышите вопли призывные?
Зов борцов, замирая, звенит.
Бой разлился реками огнистыми,
Враг готов их в крови потушить!
О, не дайте ж руками нечистыми
Нерасцветшие жизни душить!
…………………………………
Не глядите, поручик, с тревогою,
За углом вас дружинник не ждет,
Осужденных не вырвут дорогою,
На защиту никто не придет!
Успокойтесь, поручик сиятельный!
Совесть — вздор, предрассудок, фантом…
Довершите ваш подвиг блистательный,
Расскажите невесте потом.
Расскажите, что собственной шпагою
Вы из рук у них выбили флаг,
И за горло их взяли с отвагою,
И бесстрашно связали впотьмах.
Расскажите, как взяли в предместье
Десять тысяч дружины за час,
Как вы всех расстреляли на месте...
Обо всем расскажите невесте,
Чтоб назвали героями вас!
1905—1906
Белкина Л.М. Декабрьские дни. (Фрагменты из поэмы) 

В 1907 году в Казани отдельным изданием публикуется поэма Белкиной «Лейтенант Шмидт: Красный адмирал», посвященная севастопольскому восстанию 1905 года. В редакционном предисловии к поэме, датированном 6 марта 1907 года, были такие строки:

 

«Ранним утром, год тому назад, на острове Березани царские опричники совершили кровавое дело: наемные палачи и убийцы, они надеялись пулями заставить умолкнуть славного борца и его товарищей. Но пули не достигли своей цели: услыхало море великий завет мученика и разнесло его по всей Руси многострадальной...
Шмидт умер, но имя его не умрет никогда!
И пусть эта поэма в день годовщины его мученической смерти лишний раз напомнит о том, как он боролся за счастье отчизны, как смело пошли за ним его славные товарищи!».

Шмидт Любови Белкиной – человек исключительный, самоотверженный, ищущий новой справедливости. Его поступки – акты отчаяния. Он чувствует свою обреченность, но идет по намеченной дороге до конца.

Примечательно, что практически единственным комментатором поэмы Белкиной «Лейтенант Шмидт» стал племянник ее соратника по революционной борьбе Г.А. Гершуни – советский диссидент и правозащитник, поэт и публицист Владимир Львович Гершуни (1930-1994). В 1977 году, в 12 номере журнала «Огонек» под псевдонимом В. Львов он опубликовал краткий очерк «Казненная поэма».

В поэтической «Былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике» нарисована яркая аллегорическая картина задавленной самодержавным деспотизмом и чиновничьим произволом страны. Современная Россия представляется поэтессе-сказительнице огромным мрачным непроходимым лесом, царством Сатаны, где с мертвой топи болот и зловещих полян волнами встает ядовитый туман, где обитают лесные чудища, вурдалаки и упыри, где ни на минуту не прекращается адский сатанинский праздник. Этому царству противопоставлен околдованный богатырь-великан, охраняемый трехголовым Упырем. Просыпаясь от непробудного сна, он вступает в схватку с главным стражем царства ада Соловьем-разбойником, «вицмундирным кропателем», «вороватым продажным человеком бумажным», стоящим во главе государственной бюрократической машины. Победа над Соловьем-разбойником спасает многострадальную Русь:


Пораздвинулись чащи дремучие,
Всюду солнце и вольная ширь.

Но это еще не конец. Русского богатыря, символизирующего простой народ, Белкина оставляет в раздумье, на распутье дорог:

Бесконечна дорога широкая…
Чем кипит богатырская грудь?
Что таит его дума глубокая?
И куда он направит свой путь.

В 1910 году в московском издательстве «Икар» выходит поэтический сборник Белкиной «Лесная лилия», где гражданская поэзия соседствует с интимной лирикой, являющейся выражением мыслей, настроений и переживаний человека духовно богатого, чуждого маскараду житейской пошлости Интересны переводы Белкиной из польской поэтессы Марии Конопницкой, гражданская лирика которой была ей близка по духу.

И полиции, и цензорам Любовь Белкина была хорошо известна как автор произведений революционной поэзии. Поэму «Лейтенант Шмидт», например, она выпустила открыто под своим полным именем. Вероятно, что именно это обстоятельство повлекло за собой арест тиража безобидного поэтического сборника «Лесная лилия» московскими стражами порядка в типографии издательства «Икар». Этот акт произвола был опротестован в Московском окружном суде, снявшем арест с книги.

Поэтесса, критик и завсегдатай собраний столичной богемы Мария Моравская (1889-1947?) в журнале «Аполлон» (1911. № 9. С. 76, 77) опубликовала язвительную рецензию на «Лесную лилию», в которой отнесла автора к «архаичному типу писателей с благородными убеждениями, условно-поэтическим стилем и желанием быть идейными». Оставим эту оценку на совести в то время очень юного и экзальтированного дарования, не пережившего и малой доли того, что пережила Любовь Белкина.

В 1920 году (без указания места издания) выходит книга Белкиной «Мои стихи». Тираж этого поэтического сборника, по всей вероятности, был настолько мизерным, что разыскать его практически невозможно.

Не исключено, что местом издания сборника «Мои стихи» могла быть Тула, где Белкины оказались сразу же после октябрьской революции 1917 года. Здесь Иван Петрович, как большевик со стажем, занимает ответственные должности в сфере здравоохранения, ведет борьбу с распространением инфекционных болезней, налаживает систему медицинского и санаторно-курортного обслуживания населения, совместно с художниками Покаржевским и Шегалем создает Государственные свободные художественные мастерские. На тульской земле, в городе Богородицке, вблизи знаменитого дворца графов Бобринских, который доктор Белкин как директор местного санатория для горняков «Красный шахтер», фактически спас от разрушения, покоится и его прах.

В Туле Любовь Михайловна участвовала в редактировании местных газет, занималась литературным творчеством, пробуя себя в различных жанрах. В 1925 году выходят в свет сразу три ее произведения – кинодрама (кино-сценарий) «На великом пути», посвященная спайке города и деревни (Тула: Издание киносекции Тулгубоно), роман «Рольф Май» и нео-баллада «Буревестник Дуарнена», посвященные международному рабочему движению. В них ярко отразился интерес Белкиной к динамике жизненных явлений, сложностям и противоречиям современной жизни.

Кинодрама «На великом пути» сегодня хранится в собрании раритетов Библиотеки киноискусства им. С.М. Эйзенштейна. Почти с документальной точностью в ней описаны события периода военного коммунизма: нарастание озлобленности зажиточного крестьянства против советской власти, борьба коммунистов за хлеб для голодающих городских рабочих, мучительный поворот крестьянских масс в сторону новой власти, вызванный наступлением Деникина и угрозой помещичьей реставрации. В рецензии на кинодраму Л. Белкиной тульский журнал «Кузнец» (1925, № 8) отмечал умелую художественную компоновку материала, проявление живого духа эпохи и то, что кроме своего непосредственного предназначения в качестве киносценария кинодрама Белкиной может быть использована в качестве агитационно-литературного произведения.


***


Ленинские принципы «партийности литературы» разделили российских литераторов чисто по партийному признаку на «своих» и «чужих». Видная поэтесса серебряного века Любовь Белкина была отнесена к последним. Думаю, именно этим объясняется то, что ее произведения до сих пор знакомы лишь узкому кругу историков отечественной литературы ХХ столетия, да и то в отрыве от ее биографии. Несправедливость этого очевидна.