Искусство настоящего дня: в Туле открылась выставка фотографий Александра Родченко

Искусство настоящего дня: туляки рассматривают фотографии Александра Родченко

05/12/2023 10:00 Искусство настоящего дня: в Туле открылась выставка фотографий Александра Родченко

Автор: Алина Данилова (1 курс кафедры журналистики ТулГУ), источник фото.

В филиале Тульского историко-архитектурного музея «Нимфозориум» состоялось открытие выставки работ Александра Родченко - знаменитого живописца, графика, плакатиста, скульптора и фотографа. 

 

Экспозиция получила название «Стальной скок. Индустриальная фотография Александра Родченко из коллекции Мультимедиа Арт Музея, Москва». Эстетика авангарда здесь прослеживается не только в снимках, уже ставших классикой, но и в оформлении афиши и залов.

 

 

Музей «Нимфозориум» содержательно выстроен вокруг «Левши» – самого цитируемого произведения Николая Лескова. Отправной точкой при формировании музея послужил курьезный экспонат «Блоха тульская подкованная» - миниатюра, сделанная токарем-умельцем Николаем Алдуниным в 2002 году.

 

На выставке «Стальной скок» кураторам удалось раскрыть интересную связь между прозаиком Николаем Лесковым и фотографом Александром Родченко. В их творчестве красной нитью тянется мотив механизмов и конструкций, описывающих и характеризующих двадцатый век.

 

«Сначала мы продумывали концепцию и смысловые узлы. Почему в «Нимфузориуме» Родченко? Как это можно соединить с Лесковым? Где-то подсознательно мы понимали, что связи есть, но артикулировать их довольно сложно. Поэтому вначале всегда много разговоров, много организационно-бюрократических моментов. Перед нами не стояла задача привезти какую-то звезду. Просто совпало, что у Родченко есть цикл «Индустриальные фотографии», который не так растиражирован, как остальные его работы. Нас привлекла новизна и было важно выйти на эти смыслы, о том, как Лесков пытался говорить на тему взаимоотношений человека и механизмов. Также это прослеживается и у Родченко», - рассказала студентам кафедры журналистики ТулГУ директор ТИАМа Лилия Кашенцева.

 

 

В будущем планируется опубликовать эссе Владислава Дягтерёва (культуролог из Санкт-Петербурга, автор книг) и Александра Маркова (профессор РГГУ), в которых создатели выставки искали связи и противопоставления Родченко Лескову. 

 

Выставка фотографий занимает два зала: один из них в зелёном цвете, а другой в красном. Брошюры с информацией об экспозиции подготовил графический дизайнер Алексей Домбровский. 

 

На церемонии открытия выставки гости музея прослушали запись обращения Александра Лаврентьева, внука Александра Родченко: «На его фотографиях мы можем увидеть Москву и технику тех лет и может быть заново пережить восторг и интерес к тому, что он видел. Александр Родченко был открыт ко всему новому, поэтому для современных художников он остается примером медиадизайнера». 

 

Специалист по связям с общественностью ТИАМа Денис Бычихин весь вечер провел с фотоаппаратом в руках. Интересно, какое впечатление на него производят фотоработы Родченко?

 

- Я смотрю на него также, как русский поэт смотрит на Пушкина. Классик, самый известный, до сих пор самый дорогой русский фотограф. У него есть чему поучиться, разумеется. В чем сила Родченко? Это постоянный слом шаблонов: «завалы родченковские», съемки снизу… Все, что он придумал - хороший заряд, вектор к тому, чтобы не считать что-либо в фотографии, да и в любом искусстве каноном. Любой канон существует для того, чтобы нашелся человек, который его опрокинет, как Родченко опрокидывал кадры у себя в объективе.

 

- Но не у каждого, кто снимает снизу, получается такой кадр, как у Родченко.

 

- Есть правило: гений тот, кто сделал первым. Родченко для меня и для многих - не про съёмки снизу, а про то, что нужно делать в режиме: «А что, так можно было?»

 

 

После официальной части на вопросы студентов также ответили участники вернисажа.

 

- Что в искусстве Родченко привлекает вас больше всего?

 

- Фотографии. Сама постановка — диагонали, ритм, композиция. 

 

- Что запомнилось и откликнулось в душе?

 

- Запомнилось то, как человек видит обыденные вещи, промышленные пейзажи. Видит не так, как все, улавливает, строит композицию, игру света и тени.

 

 

Уникальные фотографии Александра Родченко пробудут в тульском «Нимфозориуме» до 31 марта 2024 года.

 

Над текстом работала Нигяр Гараева (1 курс).

 

ЗЕМЛЯКИ

Петр Петрович Сушкин

Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.

Николай Никитич Добрынин

Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.