Тула. 6 декабря 1913 года

Тульские новости от 6 декабря 1913 года

06/12/2023 10:57 Тульские новости от 6 декабря 1913 года

© Неизвестен

На фото: тульский губернатор Виктор Александрович Лопухин 

 

Понятие «культура» охватывает огромное количество самых разных событий в жизни общества. Это отражено в двух тульских публикациях за 6 декабря 1913 года. В фокусе внимания - 12-й Великолуцкий полк и «фабрика звезд» Сергея Дягилева (да-да, того самого).

 

Полковой праздник. 6 декабря 12-й Великолуцкий полк справил свой праздник. В бригадной церкви было торжественное молебствие, после которого состоялся парад. Затем в присутствии всего состава офицеров и массы почетных гостей в офицерском собрании состоялся завтрак. Во время завтрака первый тост за драгоценнее здравие Его Величества Государя Императора, вождя русской армии, был предложен командиром 2-й бригады 3 дивизии ген-м. Оглоблиным. Тост был покрыт криками «ура» и национальным гимном. Небольшую речь произнес тульский губернатор В.А. Лопухин, благодаривший офицеров за гостеприимство и пивший за доблестную русскую армию. Солдатам в день праздника был выдан улучшенный обед и устроены для них различные игры и развлечения. Торжества в полку закончились балом в офицерском собрании, на котором присутствовала масса приглашенных гостей и офицеры, расположенных в городе войсковых частей.

 

До октября 1917 года воинские праздники были тесно связанны с традициями православной церкви.

 

На протяжении XIX века 12-й пехотный Великолуцкий полк участвовал в нескольких заграничных кампаниях. Во всех сражениях полк проявлял только воинскую доблесть и отвагу, ни разу не опорочив своего служения Государям и Родине. Полк неоднократно менял места дислокации, но с 1892 года, после почти 27-летнего пребывания во Владимире, прибыл в Тулу.

 

Тульский губернатор Виктор Александрович Лопухин был представителем старинного дворянского рода, который возвысился (1689) благодаря браку Евдокии Лопухиной с Петром I

 

Получив образование в Владикавказской классической гимназии и Николаевском кавалерийском училище Виктор Лопухин до июля 1894 года находился на военной службе. В 27 лет начал чиновничью карьеру. В декабре 1912 года Лопухин получил назначение на должность тульского губернатора. Через 2 года стал Вологодским губернатором. После революции остался в России, жил в Подмосковье. В феврале 1933 года арестован по обвинению в антисоветской агитации, содержался в Бутырской тюрьме, где и скончался. Реабилитирован в 1993 году.

 

***

 

Любопытная статистика посещаемости наших театров. 6 декабря было платных посетителей в Новом театре днем 703, вечером - 1180, в Зимнем театре днем – 207, вечером - 498. Зал Купеческого собрания – 300 (аншлаг) и зал Общественного клуба 200 чел. Разумеется, в цифры посетителей не входят те члены и гости, которые ходят в клуб, но не берут билеты на представление. В купеческом клубе была Московская оперетта «Граф Люксембург» и большой кабаре концерт при участии балерины Императорского театра, солистки балетной лондонской труппы Дягилева В.Н. Шидловской.

 

Не сложно посчитать, что всего за один день к театральному искусству приобщалось более 3000 туляков. Что составляло 2,7% от общего населения города.

 

Оперетта Франца Легара «Граф Люксембург» впервые была поставлена в венском театре «Ан-дер-Вин» в 1909 году. Произведение имело большой успех у публики многих стран и остается в репертуаре музыкальных театров мира по сей день.

 

Что касается балерины Императорского театра Веры Шидловской, то в архиве Большого театра за 1906 год значится ее участие в балете «Дон Кихот». Исполнительница была задействована в танце лесных фей.

 

Если бы Дягилев узнал о своей «лондонской труппе», то был бы сильно возмущен. Летом 1911 года английский бомонд в восторге рукоплескал выступлениям его знаменитого «Русского балета».

 

Иностранные танцоры мечтали попасть в дягилевскую труппу, но для этого требовался не только талант, но и русское имя. Исключения, конечно, были, но редко, их предпочитали не афишировать. Брендом была именно русская балетная школа. При этом специалисты отмечают, что из-под руки Дягилева вышли профессионалы, которые после его смерти в 1929 году встали у истоков нового английского балета.

 

Дягилев заставил Европу не только полюбить русское искусство, но и восхищаться им. В наши дни его «Русский балет» назвали бы «Фабрикой звезд», где таланты получают эффектную «огранку» и мощную «раскрутку», но насколько успешной будет творческая карьера предсказать невозможно.