Было время, когда деревня Чернышено на Орловщине широко славилась своими глиняными игрушками.
Первые найденные в этой местности археологами образцы датируются XVI-XVII веками. Вокруг деревни издавна находили цветные глины: красные, белые, синие. Запас материала делался ранней весной и хранился в холодном месте.
В первую очередь мастера изготавливали различные предметы из глины для бытовых нужд. Что же касается игрушек, то их традиционно лепили женщины. Промысел позволял им обзавестись собственными средствами. Называли мастерицы свои игрушки из глины домодельными, или «ляпушками».
Начиналась лепка с установлением погоды, чтобы поделки можно было «обветрить». После изготовления игрушки долго сушили.
Сюжеты чернышенских игрушек традиционны: женщины, коньки, птицы. Но особенные!
Мастерицы создавали образ кукушки, который тесно связан с обычаями и поверьями наших далеких предков. Эту птицу воспринимали как небесное божество, способное знать о судьбе человека. До сих пор сохранилась традиция, заслышав в лесу кукование, спрашивать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить?»
За кукушек мастериц в народе называли «тетерошницами».
Разрисовывали игрушки птичьим пером. Но не кукушкиным, а из хвоста петуха. Легкие линии и мазки на изделиях напоминают оперение птицы.
Барыньки исполнялись с четко выраженными изгибами, особенно выделялась высокая грудь, которая, вероятно, олицетворяла плодородие. Предполагают, что изначально функция такой куклы была вовсе не игровая, а культовая. Основными цветами в ее костюме были: красный, желтый, синий и фиолетовый.
На фото - работа народного мастера РФ Натальи Фроловой
Среди пестрых игрушек заметно выделялись монашки – фигурки, почти полностью закрашенные в черный цвет. Интересно, что этот мотив пользовался большой популярностью у мужчин. В перевернутом виде «монашки» напоминали рюмку и их использовали для распития крепких напитков.
Мастерили в деревне и коровок, коньков-свистунов, барашков... Приземистые фигурки животных были белого цвета с яркими полосками.
На фото - работа народного мастера РФ Натальи Фроловой
Продавались чернышенские игрушки на ярмарках.
Наибольшего расцвета промысел достиг в XIX веке. В следующем столетии наметился спад, который впоследствии сменился почти полным исчезновением чернышенских глиняных игрушек. Многие полагали, что в 20-е годы и вовсе их перестали делать. Однако ошибались. В Чернышено оставались мастерицы, которые лепили свои игрушки, сохраняя традиции. Даже в послевоенные годы женщины, как и прежде, делали «ляпушки» и для своих детей, и на продажу.
К счастью, говорить о полном исчезновении чернышенской игрушки не приходится. В настоящее время промысел возрождается. Мастера-керамисты развивают традицию и создают новые изделия используя древние технические приемы. Их работы получаются красивые и звонкие.
Исполнительница из Орла второй раз получила «Щелкунчика»
04/12/2024Житель Орла выиграл у знатоков 100 тысяч
03/12/2024Фотохудожник Юрий Зуев издал путеводитель по усадьбе Ивана Тургенева
27/11/2024Орловский губернский воинский начальник. Значительную часть своей службы Дараган провел на Кавказе, где принимал участие в делах с горцами. Также Федор Иванович был участником Крымской войны и обороны Севастополя. В Орле чудом был найден его надгробный памятник.
Известный русский писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. После окончания гимназии в 1891 году Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. В семье буквально не было денег, и Андрееву даже приходилось голодать. В этот период он впервые попытался опубликоваться. В редакцию газеты «Неделя» Андреев принес свое произведение «О голодном студенте».
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!