Античная трагедия в тульских лицах

Древнегреческая трагедия в тульских лицах

14/12/2023 14:12 Античная трагедия в тульских лицах

Автор: Театр-студия «Мюсли», источник фото.

В Туле прошел второй показ экспериментальной драмы «Тезей» театра-студии «Мюсли» по мотивам древнегреческого мифа и творчеству Марины Цветаевой. 

 

В первый день зимы, как и положено «внезапно» снежный, зрители добиралась до ДК Металлургов с большими трудностями. Многие опаздывали: пятница, пробки… Потому всепонимающее руководство начало спектакля задержало.

 

На входе - листы с разъяснениями о ходе действия пьесы. Как признаются актеры театра «Мюсли», без них сложно уловить смысловую нить постановки.

 

А вышла настоящая античная трагедия в русских лицах: царевич Тезей отправляется к Минотавру и, поборов чудовище, возвращается домой. Но забывает сменить черный парус на белый. Царь-отец огорчен ложным, но знаком гибели сына и сбрасывается в воду.

 

Одновременно разворачивается еще одна драма: сын Тезея Ипполит и царевна афинского рода Арикия волею богов сталкиваются в лесу и поддаются любовным чарам Афродиты. Дальше – казни, погони и умопомрачение…

 

Прелесть «Тезея» как спектакля – не в сюжете, а в удачном единстве видимого и слышимого. Напевность реплик и приемы «театра теней» порой ломали описанное Цветаевой, но главного не умаляли.

 

Срежиссировали постановку Анастасия Дуплищева и Дарья Лапикова.  Во время просмотра создается впечатление, что среди охотничьих нитей и грубых тканных костюмов им удалось отыскать способ заворожить и прямо в зале убаюкать зрителя.

 

Ранее молодежный коллектив показывал своего «Тезея» в ГКЗ. С тех пор прошло два года. За это время театр «скакнул» вперед и подтянул необходимую «базу». Режиссеры работали с исполнителями по системе Станиславского, максимально погружая в переживания героев.

 

«Поставить спектакль несложно, - признается Анастасия, - в Туле это сделать не труднее, чем в другом городе (коллектив участвовал в фестивалях в Беларуси, Черногории, Болгарии, Сербии, Румынии, Боснии и Герцеговине, Греции, Испании, Германии, Марокко – прим. автора).  А вот набрать зрителей сложновато. Театр в принципе сейчас не массовая история, а мы еще и работаем в современных жанрах. Это у туляков вызывает недоумение».

 

Не хватает в городе и оснащенных пространств: «но под обстоятельства можно подстроиться – сделать камерные версии. Сложней разыграться на средней или большой сцене».

 

У античных сюжетов ряд преимуществ. Они дали основу почти всей современной культуре и подарили узнаваемые архетипы. Но главное, в них присутствует содержат «архинакал» страстей, так захвативший коллектив «Мюслей».

 

«У нас сюжет проработан через пьесы Марины Цветаевой. У них совершенно магический, сложный и крайне интересный текст, с которым очень хотелось поработать, - отмечает Анастасия, - Для первого раза это, наверное, слишком тяжелая задача, но мне кажется, что мы с ней справились».

 

Если у Цветаевой Тезей практически не появляется, то «Мюсли» выдвинули его фигуру на первый план. А роль Ипполита и влюбленная царевна Арикия - оммаж на пьесу Расина. В итоге получился совершенно «ядерный» микс.

 

Не было у Цветаевой и бродячих актеров. В работе же «Мюслей» они действуют чуть ли не с претензией на главных героев. Бродяги собирают вместе куски прошлого и будущего, ведут зрителя сквозь сложные сюжетные перипетии.

 

Примечательно, что во второй версии «Тезея» древних персонажей еще больше «очеловечили». Раньше бродячие артисты читали философские монологи об искусстве, а теперь внимание зрителя постарались сконцентрировать на внутренней драме героя. Почти все происходящее на сцене - лишь воспоминания Тезея.

 

Так кто же здесь главный и настоящий герой? Что важней: совершить невозможное или сохранить о нем память на тысячелетия?

 

После «Тезея» театральный коллектив планирует обратиться к рассказам Антона Чехова. А значит будут новые эксперименты, призванные раскрыть тулякам актуальность сценического искусства.

 

Материал подготовила студентка кафедры журналистики ТулГУ Дарья Филимонова.