Жизнь Тулы всегда была неразрывно связана с историей нашей многонациональной страны. Территория региона стала домом для представителей свыше ста национальностей.
«Первые единичные упоминания о жителях Тулы мусульманского вероисповедания относятся к первой половине XIX века. Это были, главным образом, солдаты инвалидных рот Тульского оружейного завода», - рассказывает автор канала об истории Тулы, Блогер 2023 года Илья Кошкин.
В фондах Государственного архива Тульской области хранятся документы, свидетельствующие о и христианизации переселенцев в этот период.
Во половине XIX века ситуация меняется. Если в 1861 году в Туле проживало всего 4 человека магометанского вероисповедания, то к 1872 году их насчитывалось уже 60 человек. Так началось формирование диаспоры. Главным образом, в нее входили крестьяне-торговцы из Рязанской губернии, выходцы из касимовских татар.
«31 марта 1875 года от имени мусульманской общины в Тульскую Городскую Думу поступило прошение об отведении земельного участка на городском выгоне, близ Старообрядческого погоста, под кладбище для лиц мусульманской веры. Бумагу составил государственный крестьянин Рязанской губернии Касимовского уезда Махмадер Асталдер Байрашев», - продолжает свой рассказ Илья.
Городская дума удовлетворила просьбу и выделила земельный участок площадью в 20 квадратных саженей во 2-й городской части у Серебровского оврага.
Далее магометанское население Тулы резко увеличивается. Тому причина - Русско-турецкая война. В январе 1879 года прибывает первая партия пленных турок – 493 человека. И ожидается еще в двое больше. Управа арендует для них дом в Заречье на углу Набережной и Демидовской улиц, на берегу реки Упы.
9 июня 1878 года пристав 2-ой городской части пишет: «Имею честь покорнейше просить распоряжения Городской Управы об отводе земли для Турецкого и Татарского кладбища. Прежде же отведенное место совершенно все наполнено, и вновь копать могилы на оном нет места. А турки умирают почти каждый день». После осмотра места Управа дала разрешение.
К началу ХХ века мусульманская община получает официальное именование - «Магометанское общество города Тулы». Муллой становится Хусейн Гафуров. Ему активно помогает Зариф Секамов. проживающий в собственном доме на Рубцовской улице (потом – Трудовая, ныне - Сойфера). В городе он был известен тем, что занимался изготовлением готового платья, и даже после революции держал двух работников.
В 1917 году территория кладбища еще раз расширялась. И вновь повлияли военные события - теперь Первая мировая война. Умершие в госпиталях Тулы воины-мусульмане обретали вечный покой на городском Магометанском кладбище (позже его переименовали в Татарское).
Современная татарская диаспора сформировалась в 1930 - 1950 годы в результате переселения татар, пополнявших кадры местных шахт и заводов. Известно, что рабочие-татары участвовали в строительстве 3-й домны Косогорского металлургического завода.
В 1959 году в Тульской области насчитывалось около 15,5 тысяч татар. В настоящее время в городе действует мусульманский духовный центр «Нур».
Ураган повалил деревья в музее-усадьбе «Ясная Поляна»
22/11/2024В Туле состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве Василия Жуковского
20/11/2024Директор Национального парка «Тульские засеки» приступил к работе
20/11/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!