Вероника Орешкина: Как возвести с нуля целый театр

Вероника Орешкина: О современном танце и выборе творческого пути

14/02/2024 17:03 Вероника Орешкина: Как возвести с нуля целый театр

Автор: Александра Иванцова, личный архив Вероники Орешкиной, источник фото.

Вечер спектаклей современного танца прошел в студии танцевальной компании «Ника».

 

Свои работы представили хореографы Вероника Орешкина (Тула) и Даниил Кирилко (Москва).

 

Современный танец – профессиональный театральный жанр, который развивается уже более 100 лет. Тем не менее, в нашей стране он до сих пор до сих пор остается редким, удивляющим явлением. Событие имело необычный формат: зрителям предложили поделиться своими впечатлениями от просмотра и задать вопросы. Удачным моментом для погружения в мир современного искусства воспользовались студенты кафедры журналистики ТулГУ.

 

Хореограф и организатор вечера Вероника Орешкина рассказала о своем творческом пути. Ее студия работает в Туле больше 20 лет. За это время множество детей и взрослых посещали занятия и участвовали в самых разных проектах.

 

 

- Вероника, сегодняшнее событие можно назвать вечером обратной связи, а в целом, как Вы воспринимаете чужое мнение?

 

- За все время я столько всего про себя слышала… Иногда это бывают совершенно обескураживающие высказывания. Но я понимаю, что при получении обратной связи не должна ожидать чего-то конкретного. Приведу пример.

 

Однажды у нас была выездная сессия на море. И там мы создали работу, которую захотелось показать. А где? Под открытым небом! И мы танцевали на крыше гостиницы. В определенный день мы пригласили всех, кто жил в этой гостинице. И там была одна женщина. Она приехала с Дальнего Востока. В первый день отдыха ее сын попал в больницу, и море ей стало не в радость. Поэтому она целыми днями рассказывала, какие у них на Дальнем Востоке цены. И я думала: «Господи, вот что она пришла, зачем ей мои работы? Надо, наверное, пояснить, что это что-то сложное». Но я не стала этого делать. А когда все закончилось, она ко мне подходит и говорит: «Знаете, вы мне сейчас такую отдушину дали! Может, я от этого далека, но я увидела, что-то абстрактное, неизвестное, что-то из другой культуры. И мне было так хорошо». Я подумала: «Слава Богу, что я не сказала ничего!». Хорошо, что я не возвысилась над зрителями и не начала что-то им объяснять. Поэтому неправильных мнений здесь нет. Мы все имеем право делиться своими впечатлениями.

 

- Почему Вы выбрали именно современный танец?

 

- В нулевых годах я приехала в Санкт-Петербург и хотела стать педагогом классического танца. Мне казалось, что в Питере надо учиться именно балету и равняться на лучшие образцы. Но после поступления в ВУЗ я попала на занятия по современным танцам к педагогу Александру Федоровичу Кукину. На тот момент у него уже был опыт постановки в Америке и Европе. Он с нами много разговаривал и сильно изменил не только мое отношение к профессии, но и мировоззрение. Еще меня воодушевили люди, которые тогда были рядом. Говорят, что мы остаемся с теми, с кем нам приятно. Поэтому в итоге я выбрала современный танец.

 

- Вы первая, кто начал заниматься танцами и хореографией в семье?

 

- Да. Для моих родителей это довольно сложная тема. Поначалу они говорили, что нужна «земная» профессия, но потом поняли, что меня не переделать, и приняли мой выбор: «Если тебе хорошо, то и нам хорошо». Однако большой вовлеченности я от них не чувствую. Те, с кем мы вместе здесь, - это тоже моя семья. Мы много времени проводим вместе. Если бы мы не подходили друг другу, наверное, у нас ничего и не получалось бы.

 

 

- Хотите, чтобы Ваш сын вырос танцором и продолжил ваше дело?

 

- Он выбрал другую профессию. Она тоже связана со сценой. С первых минут своей жизни сын любил громкие звуки, и сейчас самореализовывается через музыку и голос. Это близко к танцу, так что думаю, со временем мы будем друг другу помогать. Мне всегда важна его оценка.

 

- Как вы выбираете музыку для танца?

 

- Есть тема и художественная задача. Важно понимать, что ты хочешь донести, что ты чувствуешь в музыке. Понятно, что можно в интернете ввести запрос, но сколько лишнего придется переслушать. Поэтому у меня другие пути. Например, есть любимые композиторы.

 

- А как вы их находите?

 

- Смотрю фильмы и читаю титры. Смотрю работы других хореографов и нахожу людей, которые для них пишут. Сейчас все стараются оригинальную музыку заказывать, работать с композиторами. Такая проблема с авторскими правами, что дешевле заказать произведение, чем взять в интернете. Даже классика запатентована. Пусть композитор давно умер, но исполняющий оркестр сейчас живет и хочет получать гонорар.

 

 

- Какой была ваша детская мечта? Она исполнилась?

 

- Моей детской мечтой было иметь собаку. Но, как и многим, не разрешали родители. Во взрослом возрасте у меня появился американский кокер-спаниель, и он стал большой частью моей души. Это что-то открывает в человеке, показывает, что в тебе есть что-то такое теплое. Кошки милые, но это другое.

 

-У Вас были моменты выгорания? Что помогает справиться с этим состоянием?

 

- У меня все время рядом дети и молодые люди. Поэтому я не могу позволить себе быть разочарованной, предать их интерес. В профессии я действительно видела многое. Передо мной открывались двери и множество раз приходилось делать выборы. Но у них же этого еще не было. И если сейчас я поддамся выгоранию, кто-то не пойдет дальше, не сможет открыть для себя того, что будет в его жизни очень важным. Мне кажется, что в этом и заключается профессиональная работа.

 

 

- В какой момент вы поняли, что хотите связать с танцами свою жизнь?

 

- Еще в школе. Танцую я с пяти лет. Рядом со мной не было человека, который скажет: «Сделай это, это и это». Сейчас можно подать документы в учебное заведение онлайн, а раньше надо было ехать в другой город, находить это место. Поэтому сначала я пошла по более легкому пути и поступила в институт в Туле на учителя русского языка. Но через год я поняла, что никогда им не буду.

 

Позже я повзрослела, и сама нашла, куда ехать, чтобы прийти в профессию хореографа основательно. С другой стороны, современной хореографии нельзя научиться. Как только у тебя появляется осознание своего опыта и уверенность, ты понимаешь, что уже не актуален. Тебе надо дальше куда-то двигаться и еще что-то открывать. Учиться всю жизнь.

 

- Как создавалась Ваша компания?

 

- О танцах думала с самого детства. Но не понимала, как встроиться в государственную систему. Хореографы работают в театрах. В нашем городе есть драматический театр, но там свой хореограф.  Есть областная филармония, но там другие художественные задачи. Для реализации своих идей надо было создавать свое. И мы создали наше пространство. Иногда удивляюсь, что компания до сих пор существует и продолжает работать. Мы не имеем ничего, что давало бы уверенность в завтрашнем дне, но все равно делаем затратные вещи. Даже организация мест для зрителей - проблема. Ведь в нашем городе нет ни одного концертного зала с возвышающимся амфитеатром, который позволяет видеть то, что происходит на полу сцены. Здесь мы отстаем во всех смыслах. Все, что есть здесь мы с мужем заказывали, сваривали, сами клеили, вешали. Он меня очень поддерживает. Это только личный выбор человека – что он сможет создать. Может ничего, а может возвести с нуля целый театр.

 

Беседовала Жукова Анастасия, студентка 1 курса кафедры журналистики ТулГУ, в рамках проекта «Тула – культура без афиш».