Святой источник в селе Туртень

Святой источник в селе Туртень Тульской области

30/03/2024 12:00 Святой источник в селе Туртень

Автор: Александр Печка, источник фото.

Старинное село Туртень находится в 160 верстах от Тулы и 22 верстах от Ефремова, на берегу речушки с одноименным названием, притоком Красивой Мечи. Эта точка на карте Тульской области с XIX века известна многочисленным паломникам.

 

Потомок Рюриковичей

 

Первым известным помещиком Туртени был князь Петр Иванович Одоевский: в 1791 году он унаследовал от своей тетки по отцовской линии Евдокии Михайловны Одоевской имение на Красивой Мече: Туртень в Ефремовском уезде Тульской губернии и Стребки в Лебедянском уезде Тамбовской губернии.

 

Петр Иванович Одоевский вошел в российскую историю как известный московский благотворитель. Он родился в 1740 году, воспитывался и рос в аристократической и титулованной семье, ведшей свое родословие от легендарного Рюрика. Заботами и стараниями родителей он получил хорошее домашнее образование. В молодости много путешествовал за границей. По возвращении в Россию поступил на военную службу в конную гвардию. В 1760 году в чине вахмистра Конной лейб-гвардии находился во Франции в Париже дворянином Посольства, при графе Чернышеве. 26 декабря 1761 года получил чин корнет лейб-гвардии Конного полка. Вместе с ним в конной гвардии служил его двоюродный брат - князь Иван Иванович Одоевский (1742-1806), закончивший службу в чине генерал-поручика и шефа Ингерманландского драгунского полка, а его дочь Варвара Ивановна стала в последствии наследницей Петра Одоевского.

 

В судьбе князей Петра и Ивана Одоевских поворотным моментом стали события 28 июня 1762 года, когда при поддержке гвардейцев взошла на престол Екатерина II. Как и другие офицеры полка, принимавшие участие в очередном дворцовом перевороте, они получили повышение по службе и не были обижены жалованьем и почестями и в последующие годы. В начале 1770-х годов Петр Иванович Одоевский вышел в отставку в чине полковника, женился на потомственной дворянке Елизавете Николаевне Полтевой и поселился в Москве в собственном доме в Камергеровском переулке (после реконструкции с 1898 года его занимает Московский художественный театр).

 

«Дом князя Одоевского, - писали современники, - не был шумен, пышен, как другие дома богатых в Москве людей, но он был, однако же, верное изображение тогдашних нравов древней столицы… Вид спокойствия, довольство, даже тучность домашней прислуги князя Одоевского, почтительно-свободное её обхождение с хозяевами и гостями, вместе с тем заметный порядок и чистота показывали, что он отечески управляет домом. Действительно он был барич, который, по достижении совершеннолетия, долго путешествовал за границей, и, возвратясь оттуда, сохранил в доме своём обычаи старины, прибавив к ним устройство и опрятность, которые заимствовал он у европейских народов... Природа дала ему совершенно французскую наружность, хрустальные ножки и какое-то затруднение в выговоре. Но в доме его всё напоминало русское барство, и в нём только он один был аристократ».

 

Даже в глубокой старости князь П. И. Одоевский производил на людей своего круга впечатление самого любезного вельможи прежних времен. Причем совершенство его манер казалось выражением сердечного доброжелательства ко всем и каждому, тогда как вежливость многих представителей высшего света вызывала отторжение, как сахар, в который попал песок.

 

«Я не встречала аристократа более симпатического», - писала о нем русская поэтесса Каролина Карловна Павлова. И это при всей трагичности его личной жизни.

 

Петр Одоевский пережил и свою жену и троих детей. Сын Николай умер в младенческом возрасте, старший Сергей погиб в 23 года 19 сентября 1813 года в бою под Дрезденом во время заграничного похода Русской армии. Дочь Дарья, прожив несколько лет в браке с генерал-лейтенантом графом Октавием (Осипом Осиповичем) де-Кенсон (впоследствии пэром Франции), умерла бездетной в 32 года 2 декабря 1818 года. По преданию, в память о своей жене в 1802 году Одоевский отстроил храм в Туртени во имя иконы Казанской Божией Матери, а после смерти дочери открыл в своем подмосковном имении Болшево «Убежище бедным», на содержание которого пожертвовал из своего родового имения 1180 душ. Сам приют он передал Попечительскому комитету Императорского человеколюбивого общества, а в своем доме в Камергеровском переулке основал Дарьинский приют.

 

Одоевский был русским помещиком, барином в самом тесном смысле этого слова. Каролина Карловна Павлова со свойственной поэтической натуре тонкостью и ранимостью очень удивилась, услышав однажды разговор князя со своим отцом: «Князь Одоевский, памятный мне как человек в высшей степени добродушный и благодушный, сказал раз отцу моему, что час тому назад он своему зятю, графу де-Кенсон, продал 500 душ по копейке за душу. Он улыбался, говоря об этой шутке: душа, проданная за копейку, это вовсе не казалось ему чем-то возмутительным».

 

Князь Одоевский умер 10 апреля 1826 года на 86 году жизни, наследницей всех его домов и имений стала Варвара Ивановна Одоевская.

 

Чудесное явление иконы

 

О первых поселенцах Туртени существует красивая легенда. Она гласит, что в очень давнее время около ручья Туртень девица нашла Казанскую икону Богоматери. В память об этом чуде сначала была выстроена деревянная часовня, куда поместили явленную икону, а потом на противоположенном берегу возвели деревянную церковь с обретенным образом Богородицы в иконостасе. В церковь получил назначение священник, появился у него и небольшой притч, после чего у церкви начали селиться крестьяне, и таким образом возникло село Туртень. Когда деревянная церковь пришла в ветхость, на возвышенном месте по близости прихожане выстроили новый храм из дикого камня. Он простоял до начала XIX века и был разобран, от церкви оставался только каменный столб на месте старого алтаря, вокруг которого расположилось сельское кладбище.

 

В 1802 году «тщанием» князя Одоевского в Туртени открылся новый каменный храм во имя Казанской иконы Богоматери с теплым приделом во имя св. мучеников Флора и Лавра, сохранившийся до наших дней. А в 1848 году на месте явления иконы прихожане построили каменную часовню.

 

По другой легенде, когда девушка нашла мироточащую икону Казанской Божьей Матери, ценный образ отправили в ближайшую церковь, так как своего храма в Туртени тогда не было. А когда в 1802 году князь Одоевский решил построить церковь в своем туртеневском имении, икона исчезла из соседнего села и таинственным образом появилась в новом храме. Вернулась туда, где была найдена. А на том месте, где ее обнаружили, забил источник.

 

Святая вода

 

Этот святой ключ бьет и сегодня, наполняя целебной водой купальню за храмом. К нему круглый год едут паломники не только из Тульской, но и из соседних Орловской, Рязанской и Липецкой областей. Местные жители уверены, что искупаться в источнике - значит избавить себя от простуды минимум на полгода. Старожилы этих мест рассказывают, что если пить эту воду утром натощак, затягиваются язвы в желудке. Дети, растущие на туртеньевской воде, практически не болеют. Туртенские женщины утверждают, что от умывания этой водой кожа молодеет.

 

Местные жители заказали исследование воды из туртенского источника в Туле, оказалось, что в составе святой воды, бьющей из-под земли уже два с лишним века, повышенное содержание серебра, что отчасти объясняет ее целебные свойства.

 

При советской власти ключ не раз пытались засыпать, но он все равно пробивался через горы земли и мусора. Чудесная икона всегда оставалась в Туртени, что привлекало в село большое количество богомольцев, особенно в день храмового праздника - 8 июля - Явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 году.

 

После октябрьской революции власти дважды закрывали церковь, долгое время в нем находился склад зерна, но поток паломников не иссякал, как и силы святого родника. Сейчас храм снова действующий, под церковными сводами, где еще сохранились фрагменты старинной росписи, идут службы.

 

Автор: Ирина Парамонова