Тульское Дворянское собрание (бывший Дом офицеров)

Дворянское собрание (бывший Дом офицеров)

02/04/2024 08:00 Дворянское собрание (бывший Дом офицеров)

© Из коллекции Ирины Парамоновой

Федосеевский проект

 

История одного из самых старых и красивых зданий в центре Тулы, на пр. Ленина, 44, весьма интересна. Началась она в далеком 1832 году, когда тульское дворянство решило, что для проведения собраний и выборов, балов и «клубных» встреч им требуется новое помещение. Где прежде заседало Дворянское собрание в Туле, неизвестно. Факт, что к концу первой трети XIX века то здание больше не отвечало представлениям высшего сословия о месте для политических баталий и светских раутов.

 

Разработку проекта здания тульское дворянство доверило архитектору Василию Федосеевичу Федосееву. Известный русский зодчий в это время работал в Туле. По его чертежам велось строительство Петропавловской церкви (известный в Туле храм-ротонда на ул. Ленина), колокольни Всехсвятского собора, дома Добрыниных и Преображенской церкви у стен Тульского кремля.

 

«Посредством приглашенного архитектора Федосеева составить план, фасад и смету дворянскому дому, который как видом своим, так и самим помещением соответствовал был своему назначению», - постановило Тульское губернское дворянское собрание 12 августа 1833 года. Федосеев согласился, получив за работу 500 рублей ассигнациями.

 

«Дворянский дом» планировалось построить в нижней части ул. Киевской, на участке между Посольской и Лопатинской улицами (либо на месте нынешнего «белого дома», либо напротив, где теперь «Гостиный двор»). Уже 12 августа 1834 года Федосеев предоставил заказчикам проект и смету на 182 тысячи 259 рублей. Федосеев предлагал построить величественное здание в стиле классицизма с колоннадой и куполом (он венчал здание и одновременно украшал большой зал дворца), чтобы «дворянский дом» и новая Преображенская церковь создавали единый ансамбль.

 

Дворянство проект одобрило и направило его на утверждение в Петербург в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, без визы которого начать строительство не представлялось возможным. Проект вернули в Тулу с просьбой к архитектору отказаться от купола и сделать ряд технических уточнений, но принципиальных возражений не было. Но, увы, из-за головотяпства губернского дворянского собрания, реализовать этот замысел Федосеева в Туле не удалось. Оказалось, что место под строительство выбрали на глазок, прикинув, что два земельных участка на ул. Киевской, принадлежавших князю Гагарину и штаб-лекарю Левицкому, прекрасно подходят под «дворянский дом». Подобрать участок не значит купить. Вовремя сделать предложение землевладельцам и заключить сделки купли-продажи дворянство не успело. Когда опомнились, землю уже распродали по небольшим участкам под строительство частных домов с лавками.

 

«Благородные» интерьеры

 

Проект Федосеева отложили в стол на несколько лет. Все это время представители губернского дворянского собрания вели поиск новой подходящей стройплощадки. Озвучивался вариант на Пятницкой улице (теперь ул. Металлистов) и у восточной стены Тульского кремля по соседству с архиерейским домом. В итоге лишь к осени 1836 года договорились о покупке у землевладельцев Темяшева и Александрова двух участков на углу Киевской и Дворянской улиц (пр. Ленина и ул. Гоголевской). Земельный вопрос был благополучно разрешен, но теперь по новой пришлось браться за проект.

 

Вариант, предложенный Федосеевым, не вписывался в особенности рельефа местности (перепад высот), к тому же проект не учитывал размещение на углу двух улиц. Кто стал автором проекта построенного в итоге здания Дворянского собрания, неизвестно, следы теряются в Петербурге. За работу брались несколько архитекторов, были разработаны еще пять проектов, одобрение получил последний. Все чертежи и расчеты были сделаны только к 1849 году.

 

30 августа началась стройка. Основные работы были завершены к осени 1853 года, еще три года ушло на отделку. Тут оказалось, что проектировщики поскупились и не учли пожелания дворянства об особом великолепии их главного дома. Потребовалось вмешательство губернатора, чтобы изменить смету и сделать здание Дворянского собрания действительно «благородным».

 

Все, кто бывали в Доме офицеров, так после 1932 года стал называться «дворянский дом», конечно, помнят дивную чугунную лестницу. За изящный рисунок ступеней и перил специалисты считают ее шедевром литейного искусства. Но больше всего восторгов всегда вызывал колонный, парадный, зал с изысканной лепниной на потолке, громадными люстрами и белоснежными колоннами с орлиными головами и купидонами. Мало кто знает, что внушительные по виду колонны, как и весь декор большого зала, выполнен из дерева, умело обработанного под камень. С этим после 1917 года столкнулись большевики, когда пытались сбивать «враждебное» убранство. Лепнину на колонах в итоге оставили, а вот вместо скипетра и державы, которые венчали сцену, водрузили новый символ: серп и молот. К счастью, руки вандалов не дотянулись до шикарных люстр: светильник из бронзы с позолотой украшал колонный зал и в советское время.

 

 

Бал-маскарад

 

Торжественное открытие здания Дворянского собрания состоялось 8 января 1856 года. С этого дня дом на Киевской стал центром политической и светской жизни Тулы. Здесь проходили собрания под председательством губернских предводителей дворянства. С 18 февраля 1866 года – дня первого заседания Тульского губернского земского собрания – до 1917 года здесь решали вопросы местного самоуправления гласные от всех тульских уездов. В парадном зале Дворянского собрания проходили спектакли тульской театральной труппы, выступали здесь и приезжавших в наш город на гастроли известные актеры и музыканты из Москвы и Петербурга. В колонном зале устраивались и самые роскошные в Туле балы. Малый зал (в советские годы его использовали как ритуальный) использовался в дни балов как столовый зал, где гости отдыхали между турами вальса.

 

Особые праздники в Дворянском собрании устраивали на Новый год и под Рождество. В программе непременно были благотворительные балы и спектакли: приглашали именитых музыкантов, а деньги, вырученные с продажи билетов, отдавали церквям, в ночлежки или перечисляли в пользу туляков – студентов петербургских или московских высших учебных заведений. Каждый новогодний бал обязательно сопровождался маскарадом с конкурсом карнавальных костюмов. За лучший - объявлялся приз, впрочем, эту премию считалось за правило отдать на благотворительные цели.

 

Со зданием Дворянского собрания связана и еще одна тульская традиция встречи Нового года. Чтобы благородная публика не тратила время на череду взаимных визитов и обмен открытками на Новый год, 1 января в колонном зале устраивал прием для всех желающих тульский губернатор. Здесь можно было застать всех от городового до председателя казенной палаты. Немного шампанского, «оркестр музыки» и возможность лично поздравить всех с наступившим праздником в течение нескольких часов, безо всяких разъездов по городу.

 

Одно из знаковых событий в истории здания состоялось в 1914 году, когда Николай II предпринял поездку по железной дороге по городам Центральной России для знакомства с обстановкой на местах и поднятия морального духа русского народа. Тула также была включена в этот маршрут. Николай II провел в городе один день 21 ноября 1914 года. В рамках маршрута было посещение четырех лазаретов, один из которых в это время располагался в доме Дворянского Собрания. Для сохранения памяти о посещении императором нашего города, известный тульский фотограф, член Тульской губернской архивной комиссии, В.И. Вакуленко сделал несколько снимков.

 

 

* * *


После 1917 года Дворянское собрание стало Домом Советов. Под одной крышей уживались различные властные структуры, театр, концертный зал, библиотека и Тульский художественно-исторический музей. Здесь проходили первые съезды тульских Советов, на сцене колонного зала выступали Маяковский и Асеев. В 1932 году бывший дворянский дом назвали Домом офицеров, под этой вывеской здание просуществовало до конца 2010 года – приказа министра обороны о ликвидации.

 

В 2013 году дом Дворянского собрания по распоряжению Правительства Тульской области перешел в ведение Тульской областной филармонии.

 

Автор: Ирина Парамонова