Тула - Айвазовский - Керчь

Тула - Иван Айвазовский - Керчь

10/04/2024 12:00 Тула - Айвазовский - Керчь

© Тульское музейное объединение

Легко заметить: большинство посетителей Тульского музея изобразительных искусств, заглянув в зал русского пейзажа XIX века, чаще всего замедляют свой шаг возле полотен Ивана Константиновича Айвазовского.

 

Самая большая и привлекающая внимание картина - «Сигнал бури», написанная в 1851 году. Возле нее останавливаются абсолютно все. Кстати, картина была одной из центральных на выставке в Третьяковской галерее, приуроченной к 200-летнему юбилею художника.

 

 

Рядом – «Приближение бури» -  полотно, созданное в 1877 году.

 

 

Но сегодня мы хотим заглянуть в экспозицию художественного музея города Оренбурга и внимательно рассмотреть картину Айвазовского «Керчь». Наш интерес и виртуальное путешествие обусловлены событием, произошедшим 10 апреля 2014 года, когда Тула и Керчь подписали Договор о породнении и сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах.

 

Ранняя картина Айвазовского «Керчь» показательна в плане становления его как художника. Здесь можно наблюдать зачатки того, что Айвазовский в ближайшие годы разовьет в полной мере.

 

 

Керчь занимает задний план справа. Зритель видит город с далекого расстояния. Различимы лишь очертания. Это дает художнику возможность показать общий план, рельеф местности.

 

Всполохи изумрудного и синего, пока еще просто волны, а не «волны Айвазовского», светлый шар заходящего солнца над горизонтом. Вот предвестники тех ярких цветов, закатов и восходов, солнечных и лунных дорожек на воде, которые вскоре прославят Айвазовского. Но пока он молод и не решается развернуться во всю силу, да и не знает еще свой силы. Он опирается на классические образцы, но чувствуется, что скоро ему в них будет тесно.

 

Картина «Керчь» создана в 1839 году, когда художник приехал в родную Феодосию по академическому заданию для написания живописных работ. Именно в это время он познакомился с юным Львом Лангорио, произведения которого сегодня соседствуют с картинами Айвазовского в экспозиции Тульского музея изобразительных искусств.