И словом, и делом. В Туле бьются за идею современного искусства

И словом, и делом. В Туле идет битва за идею современного искусства

05/07/2024 19:17 И словом, и делом. В Туле идет битва за идею современного искусства

© Артем Лоскот

Блоха страшная, ежики – китч, пряник, и вовсе, выглядит безвкусной лепешкой. А типовой рабоче-спортивный соцреализм был лучше? Одни считают, что арт-объекты оживляет улицы, другие клеймят их позором. Не первый год в Туле идет спор о том, какими формами следует украшать город, и есть ли в историческом контексте место современному искусству?

 

Особенно яркие дебаты разгорелись на этой неделе: в Тульском историко-архитектурном музее проходит скульптурный симпозиум «Светлые головы» (6+).

 

«Сегодня пространства Тулы открыты по преимуществу для наследников советской школы монументального искусства либо для туристических «фотозон» и «селфи-форм». Наш проект призван познакомить горожан с другой городской скульптурой (как феноменом современного искусства), расширить контекст восприятия и территорию культурного запроса», - рассказывают организаторы.

 

 

За идею бьются и словом, и делом.

 

В оружейную столицу приехали четыре скульптора из Москвы: Ольга Хан, Федор Воробьев, Александр Ворохоб, Сергей Соболев. Все они признанные мастера в области арт-дизайна, концептуальной архитектуры и современной скульптуры.

 

 

Задача гостей - за неделю во дворе ТИАМа создать по одной работе на тему симпозиума. Появившиеся в итоге творения должны интересно смотреться в любом пространстве, будь то городской сад или вестибюль делового центра.

 

 

При этом, до воскресенья (7 июля) каждый туляк может стать свидетелем творческого процесса и заглянуть на «кухню искусства».

 

 

Там же, во дворе ТИАМа развернулся и «второй фронт»: в шатре проходят творческие встречи.

 

- Скульптор не должен ждать, когда будет готово общество и пространство. Мы делаем скульптуру, а вокруг нее пусть строят города, - заявляет Александр Ворохоб.

 

- Искусство – это диалог, обмен информацией между автором и зрителем, который в итоге обогащает жизнь и заставляет над чем-то задуматься, - считает Сергей Соболев.

 

- Искусство должно быть не модным, а актуальным. Оно двигает умы и вызывает ассоциации у того, кто смотрит на работу, - уверена Ольга Хан.

 

- Все всегда зависит от вдохновения, - уточняет Федор Воробьев.

 

- Если Адам был вылеплен из глины, то мы вправе назвать Бога в том числе и скульптором, - рассуждает культуролог ТИАМа Владислав Дегтярёв.

 

 

В субботу в диалог вступит заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. Искусствовед расскажет о кинетических объектах Вячеслава Колейчука и «другом искусстве» в общественных пространствах».

 

Создатель самонапряжённых и «самовозводящихся» конструкций, вантово-стержневых структур, невозможных фигур и самоколлажей, штриховых стереографий и установок светового формообразования, звучащих объектов и «гравицапы» для фильма «Кин-дза-дза», Вячеслав Колейчук на протяжении всего своего творческого пути работал на стыке разных видов искусств. Важно понимать, что большинство его объектов были созданы в докомпьютерную эпоху. В то время особое место занимала вера во всесилие научно-технического прогресса. Технические знания были частью массовой культуры.

Сейчас работы Вячеслава Колейчука экспонируются на одной из площадок ТИАМа, а Ирина Горлова – куратор выставки о мастере в Третьяковской галерее.

 

Фото: Третьяковская галерея

 

Вход на встречу с Ириной Горловой свободный, по предварительной регистрации.

 

Скульптурный симпозиум «Светлые головы» завершится в воскресенье вечером. Все созданные авторами произведения будут подарены Тульскому историко-архитектурному музею.