ДК ТОЗ – яркий образец конструктивизма

ДК ТОЗ – памятник конструктивизма

12/02/2025 17:09 ДК ТОЗ – памятник конструктивизма

© tulainpast.ru / коллекция Михаила Тенцера

В 1928 году в Туле началось строительство первого в городе и области клуба для рабочих.

 

Автором невероятно прогрессивного для своего времени проекта изначально выступил столичный архитектор Пантелеймон Голосов.

 

Пантелеймон Александрович Голосов родился 25 июля 1882 года. Образование у него было еще дореволюционное. Звание архитектора получил в 1911 году. В начале карьеры работавший в стилях неоклассицизма и модерна, в 1920-е годы Голосов стал активным пропагандистом идей конструктивизма, которые продвигало Общество современных архитекторов (ОСА). По оценкам специалистов, Пантелеймону Александровичу удавалось объединить функциональность зданий с идеологией социалистического строительства.

 

Тульский ДК мог бы стал одним из его ярких образов. Но ввиду нехватки средств решили воспользоваться типовым проектом, адаптированным для Тулы. Если изначально по техзаданию здание должно было вмещать тысячу человек, то теперь его ужали до 500. Тульский вариант разработали архитекторы А. Васильев и А. Мурзавецкий.

 

Место для строительства «Клуба первого госзавода» выбрали в Зареченском районе.

 

Открытие ДК состоялось 20 октября 1931 года. В торжественную программу вошла премьера спектакля «Дело чести».  

 

Во время обороны Тулы помещение клуба находилось в распоряжении войсковой части. А второе рождение культурно-досугового учреждения пришлось на 23 декабря 1943 года. Теперь это был Клуб ТОЗ. Под таким названием туляки знали его до 1974 года. Далее - Дворец культуры машиностроительного завода имени В.М. Рябикова.

 

На сцене ДК выступали многие легендарные артисты: от Леонида Утесова до Владимира Высоцкого.

 

 

Статус памятника здание ДК получило в апреле 1978 года. В едином государственном реестре оно значится как объект культурного наследия регионального значения «Дворец культуры ТОЗ». В 2025 году Управление по охране ОКН Тульской области утвердило для него предмет охраны.

 

В документе отмечено, что здание находится на пересечении улиц Демидовской и Литейной. В плане и объеме – сложное, делится на несколько составляющих. В основу его композиции заложен принцип наибольшей компактности. Находясь на пересечении двух улиц, зритель сразу усваивает себе размеры всего здания и свободно ориентируется в значении его частей.

 

Кирпичные стены фасадов оштукатурены и окрашены под цвет бетона. Все архитектурно-стилистические характеристики здания выполнены в формах конструктивизма.

 

В разделе «Архитектурно-художественное оформление интерьера» обращается внимание на то, что зал является двусветным, стены облицованы туфом, а потолок стилизован под кессонный, т.е. оформлен в виде секций.

 

Все лестницы в здании – железобетонные.