В Орле разгорелся скандал из-за батистовой кофточки Варвары Тургеневой

Музейная кофточка из итальянского батиста стала причиной скандала в Орле

13/02/2025 22:14 Музейная кофточка из итальянского батиста стала причиной скандала в Орле

© Орелтаймс

Настоящий скандал разгорелся в Орле вокруг музейного экспоната – копии кофты Варвары Петровны Тургеневой.

 

«Где-то цел оригинал, что его можно было скопировать?», - такой вопрос возмущенно задал в социальных сетях член Союза дизайнеров России Виктор Панков.

 

Оказывается, оригинал, действительно, цел. И он тоже хранится в фондах Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева.

 

Кофту матери писателя передали учреждению почти сразу после открытия, в начале ХХ века, когда музей только создавался, - сообщают «Орловские новости», ссылаясь на издание «Орелтаймс».

 

В описании предмета отмечено, что в свое время Варвара Петровна подарила кофту из тонкого итальянского батиста, и украшенную игольным кружевом ручной работы, дочери своего конюха.

 

Такой поступок плохо вяжется с образом барыни, выведенной Иваном Тургеневым, в рассказе «Муму». На самом же деле ничего человеческое ей было не чуждо. Об этом говорят и письма Варвары Петровны сыну, и воспоминания ее «воспитанницы».

 

Помимо трех сыновей, рожденных в законном браке, еще при жизни мужа Варвара Петровна родила внебрачную дочь. Девочка жила в доме матери как воспитанница. Ее отцом был домашний врач Андрей Берс. Таким образом, Софья Андреевна, жена Льва Толстого, приходилась ей родной сестрой. «Воспитанницу» Варвара баловала и наряжала в самые красивые одежды.

 

Впрочем, о причудах Варвары Петровны тоже ходили легенды. По малейшему капризу любой крестьянин или дворовый человек мог быть облагодетельствован или низведен до ничтожества, все зависело от настроения барыни. Неизвестно, что стало поводом для подарка красивой одежки дочке конюха. Это могло быть как доброе расположение духа, так и расстройство от пятна, посаженного на тонкий белый материал.

 

В любом случае, кофточке более 200 лет. Такой предмет должен храниться в темном закрытом помещении с определенными параметрами влажности и температуры. В горизонтальном положении. Развешивать ее нельзя. Сейчас тонкая ткань буквально рассыпается.

 

Чтобы сшить реплику долго ждали подходящий итальянский материал. Работу выполнила друг музея Надежда Одринская. И уже сейчас кофточка представлена в экспозиции и помогает понять, как выглядела мать писателя.

 

А ветхий оригинал ожидает реставрации. Последний раз его представляли на выставке, посвященной 200-летию Ивана Тургенева.