Якушкин Павел Иванович — российский писатель-этнограф, собиратель и исследователь народного творчества.
Павел Якушкин родился 14 (26) января 1822 в усадьбе Сабурово Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Покровского района Орловской области). Его отец, Иван Андреевич Якушкин, был мелкопоместным дворянином, служил в гвардии, вышел в отставку поручиком и жил постоянно в своей деревне, где и женился на крепостной крестьянке Прасковье Фалеевне. Двоюродным брат Павла Якушкина был декабрист Иван Дмитриевич Якушкин.
После смерти Ивана Андреевича семья осталась на руках матери. Начальное образование Павел Якушкин получил дома, затем он поступил в Орловскую гимназию. Там он выделялся среди сверстников не только одаренностью, но и «мужиковатостью», подчеркнутым нежеланием соблюдать «благопристойность», сообразную с его положением. Учитель немецкого языка Функендорф не иначе называл его, как «мужицка чучелка». Кроме того, недовольство начальства вызывали не только знаменитые «вихры» Якушкина или его небрежный костюм. Способнейшего гимназиста, как свидетельствуют современники, директор оставил на второй год в седьмом классе «за резко высказанное суждение и оценку действий, не подлежащих его суду».
В 1840 году Якушкин поступил на физико-математический факультет Московского университета, где проучился до 4-го курса. В то время он познакомился с фольклористом П.В.Киреевскими и по его совету отправился в северные поволжские города и села «за песнями». До Якушкина в России никто таким способом, в самой гуще народной не собирал народный фольклор. Университет Якушкин так и не закончил.
Во время своих походов будущий писатель вызывал подозрение полицейских. Денег с собой он взял очень мало и потому был скудно одет и ходил, опираясь на суковатую палку, от деревни к деревне. Немало песен исторических, лирических и обрядовых записал Якушкин и в родном Орловском крае.
Во второй половине 50-х годов Павел Якушкин в Орле занялся подготовкой издания собранных Петром Киреевским песен. Знаменитый фольклорист не успел сам это сделать и завещал Якушкину опубликовать сборник. Однако почти завершенный труд был передан профессору П. А. Бессонову. Тогда демократические убеждения Якушкина пришлись не по вкусу Обществу любителей российской словесности. В итоге книга, выпущенная Бессоновым, оказалась антинаучной. Профессор лишь преследовал заведомо реакционные цели.
В 1860 и 1865 годах издавались фольклорные песни из собрания Павла Якушкина. Кроме того, записи Якушкина вошли в сборник А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки», составил значительную его часть. Как великолепный бытописатель, по своим взглядам чрезвычайно близкий революционно-демократическому лагерю, глубоко знавший жизнь, думы и надежды русской деревни в годы крушения крепостного права, выступил Якушкин в путевых очерках из Новгородской, Псковской, Черниговской, Орловской, Курской и Астраханской губерний.
В 1858 году Якушкин приехал в Петербург, в самый разгар волнений, в которых большую роль занимало ожидаемое освобождение крестьян. К тому времени он уже был известен как народолюбец и этнограф и был радушно встречен в литературных кружках. Якушкин стал публиковаться в «Искре», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках» и других журналах. Он уезжал из Петербурга на короткое время и снова возвращался.
В 1860 году в журнале «Современник» были напечатаны работы Павла Якушкина, повествующие о создании крепости у слияния Оки и Орлика. Также в них были переданы народные предания про Ивана Грозного и Петра Великого. В этих публикациях писатель воссоздает подлинно драматические картины быта городской голытьбы, рассказывает о нравах и обычаях орловцев. При этом о современном ему Орле Якушкин говорил безрадостно: «После многих страшных пожаров он поправляется очень не быстро; на всех улицах, даже самых главных, вы часто встретите пустыри, обгорелые дома; днем увидите тоже на всех или почти на всех улицах фонарные столбы; ночью же город освещается фонарем, зажженным у квартиры полицеймейстера; мне говорили, что еще где-то есть два фонаря, но я их не видел, а поэтому об них и и говорить не могу». Во время создания этих работ фольклорист опирался на устные сказания и «Историю города Орла», которую еще в середине 30-х годов XIX столетия написал орловский мещанин Дмитрий Иванович Басов.
Скитальческая, неурядливая судьба П.И.Якушкина не раз приводила его в Орел. Приезжал он сюда и не по своей воле — с жандармом, под строгий полицейский надзор. По свидетельству Н.С.Лескова, в орловской ссылке Павел Иванович «скучал и томился, ему хотелось идти, бродить и записывать. В Орле у него были друзья, но немного».
В 1871 году Павлу Якушкину разрешили переехать в один из уездных городов Самарской губернии. Когда он прибыл в Самару, то заболел возвратным тифом и лёг в городскую больницу. Там фольклорист и умер 8 января следующего года на руках известного писателя-публициста и врача В. О. Португалова (отец первого директора Тургеневского музея в Орле М.В.Португалова).
В Орле покажут десять больших картин по мотивам произведений Толстого, Тургенева и Фета
27/09/2024Ученые представили итоги трехлетней работы на месте летописного Судбищенского сражения
11/09/2024Сергей Ступин: История крепостного права - это не только про угнетение крестьян
27/08/2024Орловский губернский воинский начальник. Значительную часть своей службы Дараган провел на Кавказе, где принимал участие в делах с горцами. Также Федор Иванович был участником Крымской войны и обороны Севастополя. В Орле чудом был найден его надгробный памятник.
Известный русский писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. После окончания гимназии в 1891 году Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. В семье буквально не было денег, и Андрееву даже приходилось голодать. В этот период он впервые попытался опубликоваться. В редакцию газеты «Неделя» Андреев принес свое произведение «О голодном студенте».
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!