Русский мыслитель XIX столетия, врач, дипломат, публицист, писатель и литературный критик Константин Леонтьев родился 13 января 1831 года в селе Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии.
Его отец, Николай Борисович Леонтьев и мать, Феодосия Петровна, из старинного рода Карабановых, были дворянами. Константин стал младшим, седьмым по счету ребенком в семье.
Получив начальное образование дома, в десятилетнем возрасте Константин Леонтьев поступает в Смоленскую гимназию, а два года спустя - кадетом в Дворянский полк. Из полка Леонтьев уволен по болезни в октябре 1844 г. В этом же году он зачисляется в третий класс Калужской гимназии. По окончании ее Леонтьев поступает в Ярославский Демидовский Лицей, откуда в ноябре того же года перевелся в Московский Университет на медицинский факультет.
В 1851 ггоду Леонтьев пишет свое первое произведение, комедию «Женитьба по любви». После этого он знакомится с И.С. Тургеневым, который дает ему положительный отзыв о пьесе. Однако она не была опубликована, т.к. ее не пропустила цензура.
В 1854 году, досрочно получив диплом, Леонтьев отправляется добровольцем на Крымскую войну в качестве батальонного лекаря. В 1861 году он снова поедет в Крым, в Феодосию, где, неожиданно для всех, женится на Елизавете Павловне Политовой, «полуграмотной, простодушной и красивой мещанке». Оставив жену в Крыму, он приезжает в Петербург, где в это время выходит его первый большой роман «Подлипки». Второе большое произведение роман «В своем краю» Леонтьев публикует в 1864 году. В это время Леонтьев решительно порывает с модным тогда либерализмом и становится убежденным консерватором.
Леонтьев делает блестящую дипломатическую карьеру, готовится к должности генерального консула в Богемии. Однако в 1871 году происходит событие, которое имело определяющее значение для всей его последующей жизни.
В июле Леонтьев внезапно заболевает болезнью, которую он принял за холеру. Когда смерть казалась уже неминуемой, он внезапно увидел икону Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи. Константин Николаевич поклялся перед ней, что в случае выздоровления примет монашаство. Через два часа он почувствовал облегчение.
Сразу после того, как он болезнь отступила, Леонтьев отправился верхом через горы на Афон, где оставался до августа 1872 года. Константин Николаевич собирался исполнить свое обещание и стать монахом, но афонские духовники отговорили его от такого поспешного шага. Следующие два года Леонтьев живет в Константинополе и раскрывает себя как публицист («Панславизм и греки», «Панславизм на Афоне», «Византизм и славянство»).
В 1874 году Леонтьев возвращается в родное Кудиново и находит его в большом запустении. В августе Леонтьев совершает первую поездку в Оптину Пустынь, где встречается со старцем о. Амвросием, к которому имел письмо от афонских монахов, и знакомится с о. Климентом Зедергольмом. В ноябре 1874 г. Леонтьев становится послушником Николо-Угрешского монастыря под Москвой, но уже в мае 1875 года снова отправляется в Кудиново.
Однако мирская жизнь не отпускает. В 1879 году Леонтьев едет в Варшаву, где становится сотрудником газеты «Варшавский дневник» и публикует ряд статей, преимущественно на общественно-политические темы. Через год поступает на службу в Московский Цензурный Комитет.
Осенью 1887 года Леонтьев переезжает в Оптину Пустынь, где снимает у ограды монастыря двухэтажный дом. В этот дом он перевозит старинную мебель из своего родового имения и свою библиотеку. Здесь он принимает гостей. Так, в начале 1890 года приезжал Л.Н. Толстой, который провел у него два с половиной часа, ушедших на споры о вере. В Оптиной Леонтьев пишет «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Анализ, стиль и веяние».
23 августа 1891 года в Предтечевом скиту Оптиной пустыни Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента. После этого, по совету о. Амвросия, переехал в Троице-Сергиев Посад.
12 ноября 1891 года Константин Николаевич скончался от пневмонии и был похоронен в Гефсиманском саду Троице-Сергиевой Лавры близ храма Черниговской Божией Матери.
***
Согласно воззрениям Леонтьева, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. Главной опасностью для России и других православных стран он считал «либеральный космополитизм» с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против «бессословности», «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.
Написал литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Достоевского за «розовое христианство».
Источники:
- Краткая биография К.Н. Леонтьева
- Зеньковский В. В. История русской философии
С дальнего севера до Ташкента - на санях, дровнях и нартах
10/12/2024В Калуге провели VI УграФест
16/11/2024«Архстояние» готовится отпраздновать 20-летний юбилей
14/11/2024В миру старец носил имя Александр Алексеевич Потапов. Родился он в московской купеческой семье. С юных лет стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь. Только после ее смерти Александр отправился в Оптину Пустынь, где в поступил на служение преподобному старцу Амвросию.
Русский советский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Почетный гражданин Калужской области.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!