Плешковская глиняная игрушка

05/09/2022 09:56 Плешковская глиняная игрушка

История создания плешковской игрушки уходит корнями в далекий XVII век. Её по праву можно считать примером народного творчества, которое удивительным образом дошло до нас почти в неизмененном виде. Именно тогда во времена широкого распространения гончарного ремесла стали появляться игрушки из глины.

 

Говорят, из-за скудности земли среди густого леса образовалась «плешь». Она дала название возникшему поблизости поселению. Однако со временем оказалось, что именно в «плеши» и зарыто главное богатство этой земли. В деревне Плешково Ливенского района Орловской области люди приноровились с пользой использовать то, что давала им природа. Добываемая глина оказалась наиболее подходящей для гончаров, которые лепили из нее необходимые для хозяйства предметы. Помимо этого, стали изготавливать и небольшие игрушки, чтобы порадовать местных ребятишек. Как и в большинстве других случаев, над их изготовлением трудились в основном женщины, предоставляя мужчинам работать над более крупными изделиями.

 

Ни одна ярмарка не обходилась без присутствия на ней мастеров со своими глиняными творениями. Трудно было представить весёлые гуляния без свиста и радостных возгласов пришедших. Плешковской игрушкой любовались не только местные жители, но и приезжие из соседних деревень и Орла. Ловко исполненные предметы быстро находили себе новых хозяев.

 

Найти правильную глину непросто из-за глубокого залегания, но если повезет, то можно создать настоящее чудо. Изначально материал серый, однако состав глины таков, что готовые изделия получают розоватый оттенок с блестками. При близком рассмотрении можно заметить небольшие блестящие вкрапления, это следы слюды. На солнышке веселые искорки особенно заметны.

 

 На фото: мастер-керамист Татьяна Филатова

 

Розоватый благородный цвет игрушек не требует большого количества красок. Есть примеры глиняных работ, выполненных без окрашивания. Нежный цвет уже раскрашенных изделий получается благодаря пористой структуре высохшей глины, так как наносимые краски быстро впитываются, оставляя почти прозрачные следы. Художники не стремятся сделать плешковскую игрушку ярче, со временем это стало ещё одной её отличительной чертой.

 

Во времена зарождения этого вида творчества краски не использовались. Позднее стали украшать игрушки узорами красок натурального происхождения. Для того чтобы получить красные оттенки, нужно было воспользоваться кирпичной крошкой. Зеленую краску получали из сока лопуха или конопли. Часто брали сок от ягод или первоцветов, чтобы получить синие оттенки. В настоящее время можно найти абсолютно любой цвет, но мастера предпочитают следовать традициям в изготовлении, чтобы не потерять фирменный стиль плешковской глиняной игрушки. Основная палитра – это синий, красный и зеленый. Эти цвета используются для нанесения лаконичных узоров, ведь полностью плешковская игрушка не закрашивается. Узоры в основном представлены в виде полосок, крестов и точек. Каки во многих других изделиях из глины для них характерны солярные знаки.

 

Среди игрушек самые распространенные – свистульки, именно они вызывают больше всего восторга и радости у детей. Свистульки изготавливают в виде людей, домашних животных и птиц. Эти понятные каждому герои были очень популярны. Однако они изображались не просто так, это своего рода дань сохранившейся связи с языческими верованиями. Например, петух или курица символизировали свет и добро, служили неким оберегом. Именно поэтому образ петуха настолько распространен, чтобы человек чувствовал защиту. Утка в виде игрушек тоже довольно часто встречается, так как она, согласно поверьям, оберегала людей и помогала сохранить урожай.

 

Человека обычно изображают таким образом, что свисток находится у него на месте, где должна быть рука. Часто можно встретить образ бабы с ребенком в одной руке, а с другой стороны – свисток. В этом чувствуется особое положение женщины, так как именно ей суждено понять тайну деторождения. Женщина, как хранительница домашнего очага, также выступает в качестве символа плодородия. При этом вертикальные полосы на платье появляются неслучайно, они изображают падающие капли дождя, необходимые для хорошего урожая. Точки и пятна понимают как зерна, которыми засевают землю.

 

Не лишены плешковские игрушки и мистических образов. Русалка (дева-птица), согласно поверью, охраняет посевы и следит за урожаем.

 

Размер игрушек составляет не больше ладони, их удобно держать в руки и ребенку, и взрослому. В них нет налепленных дополнительных деталей, игрушка выполняется цельной. Глаза и рот цветом обычно не выделяются. Их делают при помощи тонких палочек, вырезая небольшие углубления в готовой фигурке. В настоящее время мастера стараются быть точными в изготовлении игрушек, лишь изредка позволяя себе привнести в образы что-то новое.

 

Образцы плешковских игрушек хранятся во многих музеях не только на территории нашей страны, но и в зарубежных коллекциях. В 2022 году было принято решение о признании плешковской игрушки народным художественным промыслом Орловской области. Сейчас глиняные игрушки учатся лепить и взрослые, и дети. Перенимая опыт своих наставников, люди успешно осваивают технику, которая вскоре может перерасти в любимое дело. Эти предметы гончарного мастерства помогают нам лучше понять ушедшую эпоху и людей, творивших в ней.

 

ЗЕМЛЯКИ

Леонид Николаевич Андреев

Известный русский писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. После окончания гимназии в 1891 году Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. В семье буквально не было денег, и Андрееву даже приходилось голодать. В этот период он впервые попытался опубликоваться. В редакцию газеты «Неделя» Андреев принес свое произведение «О голодном студенте».

Афанасий Афанасьевич Фет

Русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Родился в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.