Палехская миниатюра

26/09/2022 12:00 Палехская миниатюра

Автор: На фото: Посёлок Палех. Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов

Палехская миниатюра известна не только на просторах России, но и далеко за пределами нашей страны. 

 

Столетием со времени появления на свет палехской миниатюры в том виде, в котором она известна нам, знаменуется 2024 год, однако история промысла уходит корнями в XVII век. Именно об этом периоде говорят, как о времени зарождения палехского иконописного стиля. Поселок Палех, где работали над своими творениями иконописцы, дал название всему направлению этого народного промысла. Работы дореволюционных художников были представлены в виде небольших икон, где на миниатюрных поверхностях изображались с величайшей точностью сложные композиционные сюжеты.

 

Есть данные, что в 1814 году иконописцами заинтересовался Иоганн Гёте. Владимирский губернатор ему сообщил, что среди иконописных сёл выделяется своим искусством село Палех. Две иконы из Палеха – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь» - были отосланы поэту.

 

После революции несколько художников объединились для общей работы в Артели древней живописи, так как иконописные мастерские были вынуждены закрыться. Одной из наиболее примечательных работ того периода стала миниатюра «Адам в Раю». С тех пор именно она ознаменовала появление нового стиля в искусстве. Так Палех стал одним из центров лаковой миниатюры.

 

Художникам удалось создать невероятные по красоте миниатюры, которые были представлены на международной выставке. В их руках создавались настоящие шедевры лаковой миниатюры. В этот период наиболее частыми сюжетами были будни крестьян, сказочные и былинные персонажи. На одних миниатюрах можно увидеть процесс рыбной ловли, а на других знакомых героев из сказок. Отдавая дань времени, много в них было и советской тематики, выполненный в особом стиле палехских художников. Среди них были работы агитационного и просветительского характера, которые соответствовали советской идеологии. Большинство образов восходит к древнерусской истории и культуре. Так, например, на миниатюрах было отображено много сюжетов, значимых для современников. Однако все-таки была видна нерушимая связь с иконописными работами, над которыми мастера трудились ранее. Художники проявили смекалку и сумели соединить разные иконописные стили с современными требованиями.

 

В исполнении палехских миниатюр есть ряд особенностей, по которым их легко отличить от других произведений. Обязательно присутствует темный фон, на нем тонкими линиями наносят рисунок. На этом фоне силуэты кажутся более объёмными и выразительными. Плавность линий и четкая прорисовка фигур также является их неотъемлемой частью. Яркие краски, используемые в работах, дополняются обильной золотой штриховкой.

 

В 1975 и 1976 годах палехская миниатюра была представлена на советских марках:

 

В настоящее время художники относятся к палехской миниатюре с не меньшим трепетом, чем раньше. Над одной шкатулкой мастер может работать довольно длительное время, соблюдая традиции и точно следуя технологии. Палехскую миниатюру можно увидеть на шкатулках, панно, пудреницах и т. д. Сами предметы проходят тщательную обработку перед тем, как ней притронется художник.

 

Прежде чем приступить к исполнению рисунка, мастера зачищают поверхность предмета и грунтуют смесью сажи, глины и олифы. Для получения фирменного черного цвета изделия покрывают сажей, и только после этого на внешнюю часть наносят черный лак. Внутри покрывают красным лаком, а затем везде красят бесцветным лаком. Однако если сразу начать рисовать на такой поверхности, то краски могут начать скатываться и стекать. Чтобы этого избежать, нужный участки слегка зачищают, придавая им матовость.

 

Во время раскрашивания рука художника с кистью должна находиться в строго вертикальном положении над предметом. В этом им помогает специальное приспособление в виде деревянной дощечки, на которую кладется рука. Палехские художники способны создавать рисунки такого размера, что их детали можно рассматривать под лупой. Для точности и четкости в выведении линий художники и сами пользуются увеличительными стеклами. Такое мастерство поражает воображение.

 

В палехских миниатюрах используются особые краски. Их художники изготавливают сами, так же, как и кисти с беличьим волосом. Для этого им нужны сырые яйца, вода, уксус и темпера. Краски, полученные таким образом отличаются особой насыщенностью цвета, но срок их службы невелик.

 

Интересен процесс нанесения золотых узоров. Их наносят после завершения работы над основным рисунком. Весь рисунок покрывают двумя слоями лака. Затем также слегка доводят поверхность до матового состояния, чтобы золотые узоры крепко держались на нужном месте. Для получения золотой краски используют сусальное золото, подвергая его специальной обработке. Золотыми линиями украшают непосредственно сам рисунок и боковые стороны.

 

После окончания всех работ по украшению красками уже почти готовые изделия вновь покрывают лаком и сушат в печи. Эффекта идеально отполированной поверхности добиваются путем ручной обработки. От этого цвета на миниатюре становятся более яркими и эффектными.

 

Каждое изделие уникально и имеет подпись того художника, который над ним трудился. Поэтому все предметы палехской миниатюры можно считать по праву единственными и неповторимыми.