В Туле реставрируют мейсенский шедевр XIX века

24/10/2022 14:00 В Туле реставрируют мейсенский шедевр XIX века

©

Реставратор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Екатерина Лапынина восстанавливает редкую немецкую вазу XVIII века.

 

Старинная ваза, а вернее ее детали, поступили в реставрационные мастерские музея-заповедника «Куликово поле» сентябре 2022 года. Центральная часть представляла собой тулово яйцевидной формы, с фактурной сеткой, в звеньях которой нарисованы и вылеплены языки пламени. Места сколов выступающих деталей были замазаны краской.  На одной стороне тулова сохранилась фигурная ручка, а на другой – когтистые лапы существа, определить которое сразу не удалось - из его туловища било пламя. От крышки вазы, повторяющей рисунок и фактуру основной детали, остались осколки. 

 

Множественные утраты предмета не сразу позволили определить его первоначальный вид. Благодаря проведенному исследованию удалось отыскать недостающие детали экспоната и приступить к работе.

 

Известно, что с 1939 года предмет хранится в фондах Тульского музея изобразительных искусств (тогда - Тульского областного художественного музея). Кому принадлежал и как стал музейным экспонатом – информации об этом не было. По клейму на дне вазы реставратор Екатерина Лапынина установила, что она изготовлена в Германии, на фабрике Мейсенской мануфактуры.

 

Мейсенская мануфактура - первое в Европе предприятие, на котором изготавливали настоящий твёрдый фарфор.

Об основании «Королевской польской и курфюршеской саксонской фарфоровой мануфактуры» объявил лично курфюрст саксонский и король польский Август II Сильный в 1710 году. Мастера XIX века продолжали поддерживать вершины фарфорового дела, которые были достигнуты в предыдущем столетии. В России в XIX веке мейсенский фарфор пользовался большим спросом. Хотя в это время уже работал Императорский фарфоровый завод и другие предприятия, эталоном считались немецкие изделия.

 

«Реставраторам при работе с сильно пострадавшими экспонатами очень важно опираться на точные данные, - говорит Екатерина Лапынина. - Ведь там, где начинается фантазия, - заканчивается реставрация».

 

Поиски аналогов были длительными. Запрос в Германию остался без ответа. Разгадать загадку помогли российские специалисты, изучающие европейский фарфор. В 2010 году на аукционе в Лондоне была продана подобная ваза. Оказалось, что «тульский» экземпляр - один из предметов гарнитура, посвященного четырем стихиям. Аллегорическую серию разработал выдающийся художник немецкого рококо, скульптор по фарфору Иоганн Иоахим Кендлер. «Тульская» модель, олицетворяющая огонь, как и остальные три – вода, воздух, земля - была придумана им в 1748 году по заказу покровителя, графа Генриха фон Брюля.

 

Работы Кендлера ещё при жизни мастера имелись почти при каждом европейском дворе. Предметы, созданные по его моделям можно увидеть в большинстве крупных музеев мира: в Музее фарфора в Дрездене, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее Гетти в Калифорнии, в Госудраственном Эрмитаже.

 

 

Оригинальная ваза была высотой 83 сантиметра и состояла из 3 частей – основания, тулова и крышки. Когтистые лапы, сохранившиеся на тулове, принадлежали дракону. Огненный факел, которым заменили мифическое существо, был когда-то навершием крышки вазы. Сам сосуд стоял на основе, где был вылеплен мальчик-путто с пылающим факелом.

 

Когда первоначальный облик «огненной» вазы Кендлера стал понятен, был определен фронт реставрационной работы. Позже хранитель изобразительного музея обнаружила в фондах и недостающее основание.   

 

Екатерина Лапынина будет приводить вазу в экспозиционный вид. Мастер планирует восстановить крышку и утраты на тулове.

 

«Самая сложная задача – восстановление дракона, - делится реставратор. – В идеале его можно скопировать с аналога, но доступа к целому раритету или детальных изображений вазы у нас нет. Возможно, элемент декора будет восстановлен без полноцветных тонировок, чтобы выделить оригинальные и воссозданные части».

 

Все детали вазы будут смонтированы на металлическое основание. После завершения работ экспонат будет выглядеть так, как его задумывал автор в XVIII веке.

 

Екатерина Лапынина работает реставратором по керамике в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» с 2004 года. В 2017 году ей присвоена квалификация художник-реставратор 2 категории. Екатерина восстанавливает предметы археологии и этнографии музея-заповедника «Куликово поле». Реставрирует экспонаты из коллекций других российских музеев.