Калужская перевить относится к народным художественным промыслам, которые восхищают своей красотой. Традиционное умение известно и под другим названием – тарусская вышивка, что говорит о центре возникновения этого искусства.
Расшитые цветной перевитью костюмы XIX сегодня являются музейными экспонатами. Так это могло и остаться, если бы в 1924 году не была учреждена артель с мастерицами, которые своим трудолюбием и любовью к истории не дали погибнуть народному промыслу. Именно в этот период в Тарусе начали появляться первые вышивки, созданные руками работниц артели.
Каждая мастерица трудилась у себя дома, пока в 1929 году не организовали собственную мастерскую. Художественным руководителем артели была многие годы М. Н. Гумилевская. Её трудами создавались настоящие шедевры калужской перевити. Интересно, что в первые годы изделия отправлялись в основном к потребителям на внешний рынок. Франция, Англия, Бельгия, Америка и другие страны с удовольствием закупали различные предметы столового белья с элементами тарусской вышивки. После 1934 года изделий стали изготавливать столько, что их можно было предложить покупателям на внутреннем рынке.
Дальнейшим планам по расширению воспрепятствовали трагические события Великой Отечественной войны. Здание, в котором работали мастерицы было разрушено, а всё оборудование вместе с образцами вышивок расхищены. По окончанию войны пришлось вновь по крупицам собирать примеры вышивок и восстанавливать производство. Здесь хочется отметить то упорство и огромное желание вернуть тарусской вышивке былую известность, с которым мастерицы принялись за дело. Многие отдавали собственные средства, чтобы иметь необходимые для изготовления изделий инструменты и оборудование.
Гораздо позже, уже после 50-х годов работницам выделили трехэтажное здание. В тот период наметилась эпоха возрождения калужской перевити. Вскоре в 1964 году на базе артели появилась фабрика.
Нарядные передники, украшенные полосками из вышивок, выглядели очень красиво, многие из них надевали по праздникам. Красные и розовые нити переплетались, представляя собой чередующиеся полосы. Яркие рельефные узоры имели вкрапления синего и зеленого цветов. Так же украшали «рушники», представляющие собой расшитые полотенца. Когда девушку выдавали замуж, полагалось подарить родственникам жениха расшитый «рушник».
Для выполнения вышивки использовали два вида тканей. В одном случае из полотна выдергивали нити, чтобы получить сетчатую основу. В другом применяли цельное полотно ткани. В калужской перевити чаще использовали первый способ, называемый «строчевой» вышивкой.
Вдохновение для сюжетов мастерицы черпали из обычной жизни. Сами названия получившихся узоров говорят об этом: «куколка», «солдатик», «кавалер». Есть в них и изображения птиц в виде уточек и петухов. Птиц с пышными хвостами было принято называть «павами», они довольно часто украшают и столовое белье, и одежду. Получившиеся композиции дополняли изображениями деревьев и кустов. Во многих вышивках центральное место принадлежит образу женщины.
Что касается основного фона, то его часто делали красным, а в нем уже были вышиты белые узоры. Такой вид вышивания называется цветной перевитью. Цветная перевить представляет собой сетчатую ткань, которую используют в качестве основы. Получают её путем выдергивания нитей согласно определенной схеме. Реже использовали за основу белый цвет, но такие работы тоже встречаются. Техника выполнения отличается от цветной перевити. Получившиеся вышивки визуально очень разные.
Характерны для калужской перевити и различные геометрические формы. На многих вышивках присутствуют кресты, ромбы, треугольники, переплетающиеся между собой, создавая яркие композиции, выполненные в красном и белом цвете. Узоры дополняли синими, желтыми и зелеными цветами. От этого вышитые фигуры становились ярче и были более четко выделены на общем фоне.
90-е годы прошлого столетия негативно отразились на производстве. Был продан фонд уникальных вышивок, многие годы бережно хранившийся на предприятии.
За период с 1925 по 2008 год тарусская вышивка получила множество наград, в том числе и международного класса. Только, благодаря оставшимся на фабрике энтузиастам, чудом удалось сохранить накопившийся опыт и продолжать работу в этом направлении.
Изделия современных мастериц выглядят более разнообразными. В них стали появляться новые цветовые решения, что нисколько не мешает увидеть традиционные мотивы, свойственные тарусской вышивке.
Перевить настолько уникальна и самобытна, что по праву стала гордостью Калужской области. В 2022 году промыслы «Тарусская вышивка» и «Хлудневская глиняная игрушка» получили свидетельства об исключительном праве на географические указания от Роспатента. Для популяризации народных промыслов и ремёсел в Калужской области проводятся фестивали, конкурсы, выставки, мастер-классы.
В Калуге провели VI УграФест
16/11/2024«Архстояние» готовится отпраздновать 20-летний юбилей
14/11/2024Немецкий город Зуль решил сохранить побратимские отношения с Калугой
05/11/2024В миру старец носил имя Александр Алексеевич Потапов. Родился он в московской купеческой семье. С юных лет стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь. Только после ее смерти Александр отправился в Оптину Пустынь, где в поступил на служение преподобному старцу Амвросию.
Русский советский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Почетный гражданин Калужской области.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!