Идея о создании передвижных церквей сегодня видится необычной, но возникла она еще в конце XIX века. Если внимательно посмотреть на исторические предпосылки, то оправданность задумки сразу становится понятна.
В те времена шло активное строительство Транссибирской магистрали. Николай II в 1891 году собственноручно заложил во Владивостоке первый камень для будущей грандиозной стройки. Тогда во время поездки на Дальний Восток император увидел, что церквей в этих краях очень мало.
В 1893 году Святейший Синод обозначил проблему нехватки церквей на востоке, в тех местах, где идет стройка. Великий Сибирский путь, как его тогда называли, требовал немалых ресурсов, в частности трудовых. Учитывая особенности быта железнодорожных служащих, идея строительства первой церкви-вагона показалась очень убедительной. Не имея собственного постоянного храма, там люди могли принять участие во всех православных праздниках, придя на службу. Однако помимо непосредственно самих работников на службу могли прийти и местные жители. Вскоре было решено начать строительство передвижной церкви. Первый передвижной храм начали строить на Путиловском заводе. По окончании строительства он был освящен в честь святой равноапостольной княгини Ольги Николаевны. А его создание началось в день её крещения - 14 (26) ноября 1895 года.
Фото: http://projects.gudok.ru/church
Сумма, затраченная на строительство церкви оказалась довольно внушительной. Однако результат превзошел все ожидания. Всего потребовалось порядка 8 месяцев, чтобы воплотить идею в жизнь. Строители не экономили на внутреннем убранстве. Стены вагона были обшиты лакированным дубом с наличием резных элементов. Иконы были написаны художником Валерианом Крюковым. Во внешнем облике вагон-церковь отличался от привычных для обывателя вагонов. Темно-синий с позолоченными элементами вагон имел специально оборудованную звонницу с тремя колоколами. Передвижная церковь предусматривала место для хранения вещей и обустройства быта священника, могла вместить в себя до 70 человек.
В 1895 году церковь-вагон отправилась исполнять свое предназначение на участке между станциями Челябинск и Кривощеково. После удачного запуска передвижного храма появилась инициатива о строительстве еще нескольких подобных вагонов на других участках железной дороги.
В 1910 году на базе парохода-буксира «Пират» был создан плавучий храм, названный в честь святителя Николая Чудотворца. Храм действовал в дельте Волги и на Каспийском море.
Печальные события революции 1917 года внесли свои коррективы в строительство передвижных церквей. Сам факт существования передвижного храма оказался неактуален для нового правительства. Поэтому уже построенные храмы были разорены и более по назначению не использовались.
До 90-х годов ХХ века никто не интересовался судьбой передвижных храмов. Однако в этот период возрастающий интерес общества к возврату христианских обычаев обусловил возрождение передвижных церквей. Интерес к вагонам-церквям был также во многом обусловлен дороговизной строительства обычных храмов. Поэтому в некоторых случаях проще было переоборудовать под эти цели уже имеющийся вагон.
В начале 2000-х годов стали вновь появляться первые передвижные храмы. В 2000 году во владении Русской Православной Церкви оказался комплекс из двух вагонов, подаренный железнодорожниками. В первом вагоне был оборудован непосредственно сам храм с местом для богослужения, а во втором находились трапезная с библиотекой и двумя купе.
Есть и другие примеры строительства вагонов-храмов. Так, например, в 2001 году появился вагон имени Святителя Николая Чудотворца, который был частью миссионерского поезда наряду с остальными медицинскими вагонами.
В августе 2010 года в селе Навесном Ливенского района Орловской области начала действовать уникальная передвижная церковь-трансформер в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она работала во время реставрации Навесненского храма.
Со списанного железнодорожного вагона началась история возрождения церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Липецке. Службы в необычно обустроенном вагоне проводились с 2006 года по 2014-й, пока не был построен цокольный этаж храма.
Фото: https://fotoload.ru/foto/1015810/
Не в каждом селе есть храм, и не все верующие имеют возможность добраться до сел, чтобы посетить церковь. Именно для таких случаев в Ивановской области имеется храм на колесах. С 2018 года он ездит по деревням региона.
Фото: https://kineshemec.ru/
Современные технические возможности позволили переоборудовать автомобильные комплексы для сооружения на их базе церквей. Такие передвижные храмы были созданы на базе автомобиле «Камаз» и ЗИЛ-131. В первом варианте он был необходим для военнослужащих в качестве военно-полевого храма, а во втором был предназначен для совершения богослужений среди заключенных.
Вариант мобильного храма для военнослужащих не теряет своей актуальности. Созданный 1995 году в Священном Синоде РПЦ отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами РФ занимается в том числе внедрением новых технологий в православную жизнь военнослужащих. В 2013 году под Рязанью священнослужители учились разворачивать специальные надувные храмы, оборудованные электрическими насосами. Авиадесантируемый храм сбрасывается с самолета на парашютной платформе и представляет собой надувную палатку размерами примерно 7 на 20 метров. Вся утварь в нем - небьющаяся, а иконы - из текстиля. Также, сообщалось, что мобильный храм прошел успешные испытания в ходе учений десантников в Новороссийске, Туле и Ульяновске.
Если говорить о воздушном пространстве, то в наши дни Церковь получила возможность осуществлять крестные ходы на борту самолетов и вертолетов.
Бытует легенда о воздушном крестном ходе над Москвой, который остановил наступление немецкой армии в 1941 году. Говорят, что по приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась икона Богородицы. Однако ни свидетельств летчика, который совершал такой полет, ни воспоминаний священников, проводивших молебен, не сохранилось. Ни историки, ни духовенство официально не подтверждают версию о воздушном крестном ходе, но и не опровергают её категорически.
Современные облеты городов с иконами зафиксированы документально. Так, весной 2020 года на вертолете с чудотворной иконой Казанской Божией Матери и молитвой об избавлении от эпидемии коронавируса облетели Санкт-Петербург.
Фото: Санкт-Петербургская митрополия
В ГИМе дали старт Дням культуры Королевства Бахрейн
20/11/2024Десятки музеев в регионах России получат поддержку на развитие инклюзивных практик
20/11/2024Восемь регионов России войдут в программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия
18/11/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!