Владимирская гладь

20/12/2022 17:25 www.kakprosto.ru

Визуально владимирская гладь многим знакома. Это поистине народное достояние. Старинные образцы вышивки хранятся в музеях и признаны культурной ценностью. Образец владимирской глади представлен в проекте «Вышитая карта России».

 

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что предметы с характерными вышивками имеют возраст более X веков. Судя по всему, вышиванием занимались многие мастерицы, и делали они это весьма искусно. Найденные образцы показывают нам, что вышивками украшали одежду и столовое белье.

 

Наиболее состоятельные люди имели возможность использовать серебряные и золотые нити, чтобы одежда выглядела празднично и нарядно. Однако, здесь имелись некоторые особенности. Так как вышивка гладью имеет две стороны, где оборотная и лицевая выглядят одинаково, то и драгоценные нити видно было с двух сторон. Но это было нецелесообразно ввиду больших материальных затрат, поэтому научились вышивать золотом и серебром таким образом, чтобы нити видны были только с лицевой стороны. С изнанки драгоценные нити прихватывались более дешевыми, но крепкими. Такая хитрость пользовалась популярностью, а изделие от этого не становилось хуже. Отсюда произошло и другое название вышивки – владимирский верхошов, что указывает на местонахождение рисунка в изделии.

 

Именно в таком виде владимирская гладь дошла до нашего времени. Односторонние стежки с лицевой стороны, а с изнанки виден лишь слегка намеченный узор.

 

Историческая техника исполнения владимирской глади кажется вполне простой и незамысловатой. В качестве основы выбирался неотбеленный лен. Вышитый белыми нитками он чаще всего использовался, как постельное белье. Сегодня эта разновидность известна как мстёрская белая гладь.

 

 

В большинстве найденных старинных образцах исследователи отмечают два основных типа вышивок.

 

В одном виде композиция как бы заключена между двух бордюров, внутри которых располагаются довольно крупные рисунки плодов и цветов. Обрамление обычно исполняли мелкими геометрическими фигурами так, что оно было похоже на полосу из следующих в определенном порядке узоров.

 

В другом типе изображение представлено не виде полосы, а больше похоже на прямоугольник. В нем можно было увидеть сочетание крупных узоров растительной тематики, с обилием мелких деталей. Обрамлялся такой рисунок рамкой, состоящей из небольших переплетающихся между собой узоров. В работах более позднего периода появляется изображение всадников с лошадьми.

 

Ближе к XVIII веку владимирская гладь приобрела четкие черты. Чаще всего использовались яркие красные оттенки с вкраплениями других цветов, но оставались в ходу и просто белые узоры. 

 

В технике владимирской глади применяются разные стежки: гладь, двусторонняя гладь, гладь с настилом, внахлест, козлик, стебелек, вперед иголку и накладные сетки. У каждого из них есть свое предназначение и место в рисунке. Например, накладная сетка нужна для заполнения крупных полых участков в цветах и плодах.

 

Для того чтобы самостоятельно выполнить вышивку в данном стиле достаточно иметь весьма небольшой набор инструментов, обладать усидчивостью и желанием заниматься исконно русским видом рукоделия. Современные мастерицы работают нитками мулине. Композиция из них выглядит яркой и объёмной.

 

 

Сегодня работы, выполненные владимирской гладью, отличаются большим разнообразием сюжетов. В них можно увидеть замысловатые переплетения цветов и листьев вокруг диковинных птиц. Отличительной особенностью является соблюдение симметрии во всей композиции и преобладание красного цвета, что отражает приверженность традициям.

 

Ошибочно считать владимирскую вышивку устаревшим элементом декора. Современные дизайнеры довольно ловко и умело используют её для создания уникального и необычного интерьера. При более пристальном взгляде яркий владимирский верхошов способен стать «изюминкой» в убранстве любого помещения.

 

 

ЗЕМЛЯКИ

Игорь Марианович Яцунский

Советский учёный, один из создателей Первого искусственного спутника Земли. Принимал участие в обосновании возможности космического полета с человеком на борту.

Алиса Ивановна Аксенова

За 50 лет руководства Алиса Ивановна превратила Владимиро-Суздальский музей в одно из крупнейших музейных объединений страны, которое отвечает за сохранность 67 памятников архитектуры. Благодаря ее труду 8 памятников белокаменного зодчества вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.