Викентий Викентьевич Вересаев

16/01/2023 08:54 Викентий Викентьевич Вересаев

©

Викентий Вересаев - писатель, переводчик, литературовед. Лауреат Пушкинской премии (1919, последнее вручение) и Сталинской премии первой степени (1943). Настоящая фамилия – Смидович.

 

Вересаев родился в Туле 16 января 1867 года, в семье врача Викентия Смидовича.

 

«У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился. Вначале это был небольшой дом в четыре комнаты, с огромным садом. Но по мере того как росла семья, сзади к дому делались все новые и новые пристройки, под конец в доме было уже тринадцать - четырнадцать комнат. Отец был врач, притом много интересовался санитарией; но комнаты, - особенно в его пристройках, - были почему-то с низкими потолками и маленькими окнами.

 

Сад вначале был, как и все соседние, почти сплошь фруктовый, но папа постепенно засаживал его неплодовыми деревьями, и уже на моей памяти только там и тут стояли яблони, груши и вишни. Всё росли и ширились крепкие клены и ясени, всё больше ввысь возносились березы большой аллеи, всё гуще делались заросли сирени и желтой акации вдоль заборов».

 

Окончив гимназию, обучался на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1888 получил звание кандидата исторических наук. Затем всерьез увлекся медициной, стал врачом по примеру отца и вернулся в родной город. Однако вскоре вновь приехал в Петербург и примкнул к литературному кружку марксистов. Вересаев сотрудничал с журналами «Новое слово», «Начало», «Жизнь».

 

Всемирная известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году «Записок врача» - биографической художественно-документальной повести, описывающей «изнутри» проблематику, философию и этику врачебной профессии, взаимоотношений медицины и общества. Одна из глав книги посвящена медицинским экспериментам на людях. И сейчас можно уверенно сказать, что с годами актуальность позиции Вересаева возрастает.

 

«Врач - если он врач, а не чиновник врачебного дела - должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова».

 

При жизни автора книга переиздавалась 14 раз и была переведена на большинство европейских языков, а также на японский.

 

В годы русско-японской войны был призван на службу и воевал в Маньчжурии. События от получения повестки о мобилизации до возвращения с фронта домой Вересаев описал в очерковой повести «На японской войне». Произведение легло в основу части сюжета художественного фильма 2017 года «Анна Каренина. История Вронского».

 

Викентий Вересаев сложился как писатель на переломе двух эпох, двух веков. Это было время перехода от Чехова к Горькому, от деревни – к городу, от крестьянина – к рабочему. Он писал в автобиографии: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня… Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».

 

Вересаева называют художником-историком русской интеллигенции, поскольку в его творчестве нашло отражение поэтапное развитие этого слоя общества. Его волновали проблемы поиска пути для молодого поколения, ответы на вопросы о смысле жизни. Проблемы расслоения интеллигенции, развернувшиеся в начале столетия, борьба между революционным и легальным марксизмом, увлечение новой философией, в том числе Ницше, находит отражение в его книгах. Вересаев явно симпатизировал новой интеллигенции – не той, которая продолжает мечтать, по примеру отцов, об усадьбе, жене, уютном кабинете и необременительном общественном деле – а о той, которая стремится найти себе новое место в новом времени, желает стать помощником, а не придатком к формирующемуся рабочему классу.

 

После революции 1905 года началась переоценка ценностей. Многие представитель интеллигенции разочаровались в своих убеждениях, оказались не у дел. Их уделом стал пессимизм, увлечение мистикой и религией. Вопрос о взаимоотношениях интеллигенции и народа особенно остро стоял в те годы, и однозначного ответа на него не существовало. Некоторые демократы, изображенные в романах Вересаева, запутались в исторической драме и потеряли связь с реальностью, что зачастую влекло и потерю связи с семьей. Эти картины очень остро и болезненно показаны писателем.

 

По манере письма Вересаев, конечно же, реалист. При том, что он не является гением художественного слова, и публицистика в его работах зачастую подменяет образ, от тем не менее глубоко искренен и правдив в отображении современной ему эпохи, ее лиц, людей, событий. Но его герои обласканы авторской любовью, особенно те, что ищут разрешения остросоциальных вопросов, находятся не просто в работе и борьбе, но продолжают искать пути жизни.

 

Служению литературе В.В. Вересаев посвятил более 60 лет своей жизни. Огромная редакторская работа, новаторский подход к литературным жанрам, большой вклад в развитие пушкинистики и переводческой деятельности страны – все это лишь малая часть творческих достижений В.В. Вересаева.

 

***

Памятник В. В. Вересаеву установлен в Туле перед входом в Центральный парк культуры и отдыха имени П.П.Белоусова города Тулы. Его торжественное открытие состоялось 28 апреля 1958 года. Писатель изображен в полный рост с записной книжкой и карандашом в руках. Его задумчивый взгляд обращен в сторону дома, где он родился.

 

Дом-музей В.В. Вересаева открылся в Туле 15 января 1992 года на ул. Гоголевской, 82. Это единственный музей в России, посвященный жизни и творчеству писателя. Экспозиция размещена в доме, который был построен в середине XIX века и принадлежал семье Смидовичей. Здесь будущий писатель провел детские и юношеские годы, сюда возвращался на каникулы, будучи студентом. Интерьер дома, традиции и быт семьи Смидовичей были описаны В.В. Вересаевым в автобиографической книге «Воспоминания».