Валентин Александрович Серов - живописец и график, мастер портрета, один из главных и наиболее популярных портретистов русского модерна рубежа XIX–XX веков, академик Императорской Академии художеств.
Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге. Его отец Александр Серов был музыкальным критиком и композитором, мать Валентина Серова (Бергман) — пианисткой. Отец будущего художника умер, когда мальчику было шесть лет. Вскоре после его смерти Серов с матерью переехали в Мюнхен. Молодая пианистка была увлечена музыкой и уделяла ребенку не так много времени, однако она рано заметила талант сына к рисунку и отдала его на обучение к немецкому граверу Карлу Кёппингу. Творческие успехи Серова были заметны и матери посоветовали нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем стал молодой Илья Репин. Занятия начались в Париже, затем продолжились в Москве. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург, где успешно сдал в Петербургскую Академию художеств.
В 1887 году молодой художник получил один из первых значительных заказов: для усадьбы помещика Селезнёва в селе Архангельском Тульской губернии он пишет большой плафон «Феб лучезарный». Сейчас эту работу можно увидеть в экспозиции Тульского музея изобразительных искусств. Заказ позволил молодому художнику оплатить поездку в Италию и там продолжить свое художественное совершенствование.
«Феб лучезарный» – поистине сияющая работа известного русского живописца. Это единственный пример росписи потолка в его творческой деятельности.
В центре размещена золотая колесница с восседающим на ней богом солнца – Гелиосом. Он крепко держит поводья, правя белоснежной четверкой коней. Его голову обрамляет ореол лучей. Одна часть небосвода мерцает звездами – там царит ночь, а другая символизирует уходящий день. Две спутницы Гелиоса – олицетворение утренней и вечерней зари.
В 1905 году картина пострадала при пожаре, а потом некоторое время считалась утраченной. Обнаружили ее в 1925 году, в подвале, где шедевром была накрыта бочка с соленьями. Состояние бесценного полотна было крайне плохим. Второе рождение оно получило только после войны. В 1948 году холст отправили в Москву во Всесоюзные центральные художественно-научные мастерские имени академика И. Э. Грабаря, и он прошел полноценную реставрацию. Через 9 лет легендарное произведение вернулось в Тулу.
В 2018 году «Феб» оказался в центре скандала. В тульских учреждениях стала выставляться политическая пародия на шедевр - картина местного художника Александра Немцова «Под мирным небом».
Наставник Серова Илья Репин был близок с Толстыми и бывал в Ясной Поляне. Видимо, именно он в 1892-м году помог Валентину Александровичу получить заказ на написание портрета Софьи Андреевны, супруги Льва Николаевича. Серову было только 27 лет. Поначалу всё шло хорошо, правда Софья Андреевна жаловалась, что ей тяжело позировать по три часа в день. Серов провел 19 сеансов, но итог заказчикам не понравился.
«Портрет, начатый прекрасно, Серов потом испортил. Да и позу он мне, живой и бодрой, придал какую-то мне несвойственную, развалившуюся. Всего было 19 сеансов, и, когда Серов решил, что портрет окончен, он просил дать ему 800 руб. вместо вперед уговоренных 600 руб. Это показалось нам странно и неделикатно», - писала Софья Андреевна.
Удивительно, что, проведя столько времени в доме Толстых, Серов даже в блокноте не сделал набросков самого писателя. А портрет Софьи Андреевны сегодня представлен в яснополянском Доме Толстого.
Но вернемся в Тульский музей изобразительных искусств. Кроме «Феба» в его собрании хранятся еще несколько работ Валентина Серова. «Портрет Саввы Мамонтова» и «Натурщица» в 2015 году были представлены на нашумевшей юбилейной выставке художника в Третьяковской галерее на Крымском валу. Желающие видеть ретроспективу выстраивались в километровые очереди. По окончании выставки обе картины вернулись в наш город.
Именно в портрете с наибольшей полнотой раскрылось дарование В.А. «Портрет Саввы Мамонтова» датируется 1891 годом. Художник создал образ человека талантливого, увлекающегося, деятельного, энергичного, притом добродушного, веселого и гостеприимного. Портрет написан легко и свободно, с той душевной теплотой и любовью, которые питал Валентин Серов к Савве Ивановичу и его семье. Портрет поступил в тульский музей в 1965 году.
К 1900-м годам относится чудесный рисунок Серова «Натурщица». В нем нет ни одной лишней линии, ничего не говорящей черты, в нем все просто и изящно. Кстати, Серов первым из русских художников возвел рисунок карандашом из статуса «простого наброска» в ранг самостоятельного произведения искусства. Рисунок «Натурщица» поступил в тульский музей в 1963 году.
Серов часто гостил в Абрамцеве - подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой - знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.
«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров», - говорил Валентин Серов.
В 1896 году Серов получил право присутствовать на коронации Николая II в Успенском соборе - он написал акварель «Миропомазание Государя Императора». Позже по заказу Николая II Серов написал парадный портрет Александра III в форме датского полка и портрет самого Николая в дар гвардейскому полку. В подарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая II в тужурке. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил в будни. Спустя годы Константин Коровин писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Однако шокированный Кровавым воскресеньем в январе 1905 года Валентин Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки…», «Разгон демонстрации казаками в 1905 году» и карикатуру «1905 год. После усмирения».
Помимо картин художник создавал ещё и иллюстрации. В 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов попросил Серова сделать несколько рисунков к басням Ивана Крылова, и мастер с радостью согласился. В результате в свет вышло издание под названием «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова». В фондах тульского музея хранятся два рисунка этого периода: наброски к басням «Мельник» и «Свинья».
В Государственном музее Л.Н. Толстого хранится совершенно уникальный набросок - проект памятника Толстому (начало ХХ века). На рисунке – огромный земной шар с восседающим на нём Львом Толстым в образе льва.
«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок», - отмечал Константин Коровин.
5 декабря 1911 года Валентин Серов умер от сердечного приступа. Художника похоронили в Москве на Донском кладбище, позднее тело перенесли на Новодевичье.
В ГИМе дали старт Дням культуры Королевства Бахрейн
20/11/2024Десятки музеев в регионах России получат поддержку на развитие инклюзивных практик
20/11/2024Восемь регионов России войдут в программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия
18/11/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!