Глазами клоуна: стрим уничтоженного

06/02/2023 12:31 Глазами клоуна: стрим уничтоженного

Автор:

Одна из вахтанговских традиций – представлять на своей сцене дипломные работы выпускников Театрального института им. Б.В. Щукина. Курс Анны Дубровской поставил спектакль «Глазами клоуна» по роману немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1972 года Генриха Бёлля. Билеты на него распроданы уже до середины марта. Показ спектакля в Ясной Поляне стал событием и для зрителей, и для артистов.

 

Глазами клоуна можно видеть не только смех, но и отчаяние и даже безумие. Это особый взгляд на мир. Зачастую за веселостью клоун прячет нестерпимую боль. Так и в романе банальный сюжет - главного героя Ганса Шнира бросила любимая девушка – всего лишь ширма истинной трагедии.

 

По словам режиссера Эльдара Трамова, это «история выбора пути, история любви, история взаимоотношений родителей и детей, братьев и сестер».

 

Как и роман, через поток мыслей и воспоминания Ганса Шнира спектакль дает ощущение многослойности, в которой каждый волен увидеть то, что ему наиболее близко.

 

Ганс в исполнении Мамуки Патаравы изломан и беззащитен. Он уже не клоун, а скорей юродивый, который отчаянно ищет возможность жить дальше. Но для этого ему надо понять, каким образом такие замечательные явления как вера, искусство, семья и патриотизм смогли напрочь уничтожить все живое. Даже клоунада у него сокращается до пантомимы. Все, чем располагает Ганс, - это его тело.  

 

По сути, спектакль представляет собой стрим, в одном из слоев которого Ганс сливается с образом послевоенной Германии. Рациональный отец, политизированная общественница мать, брат музыкант, погибшая «за родную землю» сестра и ревностная католичка невеста становятся аллегориями путей спасения раздавленной позорным прошлым страны. Но ни один из них не дает Гансу права быть самим собой. Приговорен не только он сам, но и его ребенок. При этом лицемерная родительская система тоже держится на сломанных людях и обречена.

 

В спектакле нет ни одной проходной реплики. Гротеск подчеркивает контраст не сочетаемых понятий, и в каждой сцене – нервозная исповедь, безысходность, невозможность что-то изменить и непонимание, как жить дальше с этим внутренним грузом. Даже железный занавес в сравнении с ним, кажется всего лишь уютным покрывалом.

 

 

Но Ганс еще надеется, что «в любой системе можно найти лазейку». Генрих Бёлль «бросил» в его клоунскую шляпу монетку, а в спектакль заканчивается сценой с яркими пятнами воздушных шаров.

 

 

«Это возрождение сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, которая, казалось, была обречена на полную гибель и, тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побеги», - прозвучит в обосновании вручения Нобелевской премии по литературе 1972 года.

 

Дипломные спектакли зачастую имеют короткую жизнь. Всего через несколько месяцев Григорий Здоров (Штрюдер), Анастасия Джентилини (мать), Андрей Павлов (брат), Андрей Батов (отец), Николь Осыченко (сестра) и Анна Ляхова (невеста) покинут стены Щукинского училища и начнут самостоятельную творческую жизнь.  

 

- Нам было важно выступить в Ясной Поляне. Ребята станут профессиональными артистами театра и кино, но, чтобы ощущать себя настоящими людьми, им необходимо бывать в таких местах, - сказал после спектакля режиссер Эльдар Трамов.