Фанни Гиршевна Фельдман – таково имя одной из самых ярких и харизматичных актрис советского периода. Широкая публика знает её как Фаину Георгиевну Раневскую.
«Имя Фаина (по-еврейски Фейга, значит «птица») мне дал отец. Надеялся, что я полечу. Полетела, да только не туда, куда он желал…»
Фаина Фельдман родилась 27 августа 1896 года в Таганроге.
«Замечательный город, к тому же быть землячкой Чехова почетно. Моей заслуги в том нет и вины тоже, родители постарались».
Семья была обеспеченной. Дома девочка занималась музыкой и иностранными языками, училась в Мариинской гимназии, где ей часто было одиноко. Некрасивая, заикающаяся, вечно погруженная в фантазии или кого-то передразнивающая, но главное, неспособная к обучению. Робкая и стеснительная Фаина редко могла открыться другим людям. Отдушиной было чтение книг.
Моя «жизнь в искусстве» началась года в четыре (раньше просто не помню). Дворник так колоритно ругался!.. А еще мне очень нравилось, как кричал продавец мороженого и нищенка, просившая милостыню. Я пыталась подражать: «цыкала» сквозь зубы, материлась, зазывала: «Сахарна морожена!..» – и просила копеечку «Христа ради». Сначала родители смеялись…
В подростковом возрасте девочка всерьез увлеклась театральным искусством, но родители наотрез отказались признавать такой жизненный путь. Уже тогда Фаина не мыслила себя без театра.
Новый этап в жизни начался со времени отъезда Фаины из отчего дома. Это было время свободы и новых знакомств с известными писателями и артистами. В театральное училище поступить не удалось, но благодаря протекции Екатерины Гельцер девушку взяли в частную театральную школу. Деньги на учебу добывала сама - подработками в театре. В эти годы Раневская познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским, впервые встретилась с Качаловым и даже была влюблена в него.
«Когда в воздухе серьезно запахло революцией, отец понял, что это ничего хорошего ему не обещает, ликвидировал все, что смог, и воспользовался наличием собственного парохода. В революционной России осталась только непутевая младшая дочь Фаина, сделавшая свой выбор раз и навсегда».
Тогда же случился переломный момент в карьере молодой актрисы. Её приняли в Театр актера, где появились первые серьезные роли. Далее сценические площадки менялись каждые несколько лет. В 1949 году Фаина Раневская пришла в Театр имени Моссовета, где проработала почти четверть века.
Талант у актрисы был выдающимся, но вкупе с непростым характером доставлял массу неудобств. Известны ее перепалки с режиссерами и другими артистами. У Раневской всегда было свое видение образов, и она вполне могла позволить себе переписать роль. В театральном сообществе ходило немало сплетен и анекдотов на эту тему.
«Когда кто-то намекает на мой тяжелый нрав, я только пожимаю плечами:
– Терпите. Я же его терплю, при том, что вы с ним сталкиваетесь изредка, а я круглые сутки».
В кино Фаина Раневская впервые появилась в 1934 году. Ее открыл Михаил Ромм. Однажды, побывав на репетиции в Камерном театре, он обратил внимание на актрису, «ни на кого не похожую». Ромм с первого взгляда оценил талант Раневской и тут же решил пригласить ее на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по новелле Ги де Мопассана.
В конце 30-х годов Раневскую все чаще узнавали на улице. Даже короткие роли в кино она исполняла настолько ярко, что порой могла затмить собой других персонажей. После премьеры фильма «Подкидыша» фраза «Муля, не нервируй меня» звучала на каждом углу. Даже Брежнев на вручении ордена Ленина в 1976 году вспомнил эту легендарную реплику. Раневская была одной из его любимых артисток.
В годы Великой Отечественной войны актриса была эвакуирована в Ташкент. Туда отправился весь цвет советского театра и кино. Военный период жизни Раневской был богат на события. Она снялась в фильмах «Александр Пархоменко», «Новые похождения Швейка» и «Три гвардейца».
Сразу после Дня Победы на полуразрушенном «Ленфильме» задумались о съёмках какой-нибудь красивой сказки. Послевоенная атмосфера не располагала к мыслям о дворцах, балах и принцах, но людям была очень нужна вера в чудо и жизнеутверждающий сюжет. Решили экранизировать «Золушку». Раневская сыграла роль мачехи. Эту работу зрители признали самой фееричной. Для создания образа гримёр с помощью проклеенного кусочка тюля подтягивал нос актрисы, чтобы он стал вздёрнутым. За щёки Раневская запихивала кусочки ваты, приговаривая, что «для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».
Свою последнюю роль в кино Раневская исполнила в фильме «Сегодня новый аттракцион».
«Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я до сих пор живу»
Раневская ушла со сцены жизни в 87 лет. В старости самым близким для нее существом стал пес-дворняга по кличке Мальчик. Его фигурка - на надгробии хозяйки. Фаины Георгиевны не стало 19 июля 1984 года.
В ГИМе дали старт Дням культуры Королевства Бахрейн
20/11/2024Десятки музеев в регионах России получат поддержку на развитие инклюзивных практик
20/11/2024Восемь регионов России войдут в программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия
18/11/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!