В Липецкой области на правом берегу реки Сквирня возвышается Сезёновский Ионно-Казанский женский монастырь. Обитель основана затворником Иоанном, прибывшим в село Сезеново в 1817 году, и относится к Елецкой епархии.
Основанию обители предшествовало необычное происшествие. Князю Феодору Несвицкому приснился сон, в котором младенец Иоанн просил его взять к себе. Князь согласился и вскоре смог убедиться наяву в пророческой природе своего сна. В его доме появился затворник Иоанна. Князь выделил ему помещение бани, из которой были убраны все лишние вещи и заколочено окно.
Православный подвижник Иоанн родился 24 июня 1791 года в Коротоякском уезде Воронежской губернии, в семье дворового крестьянина. Несколько раз совершал паломничества в Киево-Печерскую Лавру, где он прожил два года послушником. Юноша мечтал уйти в монастырь. Некоторое время Иоанн странствовал, питаясь милостыней, а потом получил благословление начать затвор в селе Сезёново.
Слава о строгой подвижнической жизни Иоанна разошлась далеко за пределы Лебедянского уезда, что способствовало притоку большого количества паломников, желающих получить его наставления и ответы на свои вопросы.
В 1828 году невдалеке от келии затворника построила себе келию старица Дария Димитриевна Кутукова и приняла на себя обязанность прислуживать ему. Вскоре, вокруг стали селиться и другие благочестивые девицы и вдовы.
12 августа 1838 года Иоанн получил разрешение епископа Арсения (Москвина) на постройку в Сезёново вместо ветхой Казанской церкви нового каменного семипрестольного храма. Руками самого Иоанна в ней были отмечены места для престолов. Он рассказывал старице Дарии о том, каким будет этот храм. Именно ей суждено было продолжить работу по становлению святыни. Она усердно занималась сбором пожертвований для скупки земель и строительства зданий.
Активное участие в поиске средств на строительство приняла поселившаяся в этих местах Евфимия Моргачева. Она специально ездила в Петербург, чтобы получить все необходимые разрешения на учреждение женского монастыря. За Евфимией последовали и другие, превращая место поселения в женскую общину. К 1842 году завершилось строительство собора Казанской Божией Матери.
По прошествии более десяти лет после смерти затворника на месте кельи Иоанна возвели Преображенскую церковь. К месту захоронения затворника приходило все больше людей, веривших в исцеление по молитвам. В 1853 году обитель получила статус женского монастыря, игуменьей которого стала Евфимия Моргачева. Приняв постриг с именем Серафима, Евфимия Моргачева продолжила свою работу по благоустройству территории монастыря.
В 1849 году приступили к возведению храма во имя Рождества Христова с тремя престолами, которая закончилась в 1863 году. Небольшой храм, построенный ранее на основе кельи, разобрали, чтобы расширить здание. Вскоре там воздвигли двухэтажный храм во имя Святой Троицы. Могила старицы Дарии, как потом и могила игуменьи Серафимы оказалась под сводами храма. Вырытый поблизости старицей Дарией колодец считается целебным.
К началу ХХ века монастырь имел на территории три главных храма и хозяйственные постройки. Также во владении монастыря имелись земли, на которых занимались сельским хозяйством. В обители проживало более 500 насельниц, многие занимались в местной мастерской иконописью.
При жизни Иоанн дал много предсказаний, касающихся судьбы монастыря. Не был сокрыт от него и период грядущего разорения. После 1917 года все монастырское имущество было вывезено, насельниц выслали за пределы обители, а земли отобрали. 1930 год стал временем окончательного закрытия храмов. Не обошли стороной обитель и репрессии, многие из насельниц были отправлены в ссылку. Некоторых из них ждали и более суровые наказания.
Печальная участь постигла и Казанский храм, который был взорван. Имеющий целительную силу колодец засыпали землей. Два других храма приспособили под хозяйственные нужды. Однако кое-что монахини успели сделать: мощи затворника удалось вовремя вывезти и перезахоронить на Тульской земле.
2005 год ознаменовал собой возрождение женского монастыря. Начались работы по реконструкции Христорождесвенского и Троицкого храмов. Впервые за долгие годы в нем появились первые насельницы. Мощи затворника Иоанна были возвращены, а могилы основательниц монастыря расчищены от мусора и грязи. Строительные работы продолжались несколько лет, чтобы в 2011 году мир вновь увидел Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь во всей его красе. К сожалению, от взорванного храма на данный момент остался лишь фундамент. В настоящее время работы по благоустройству и восстановлению продолжаются.
В феврале 2023 года Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области наделило Сезёновский монастырь под Лебедянью статусом объекта культурного наследия. Памятниками признали: «Храм Рождества Христова» (1849-1860 гг.), «Храм Пресвятой Троицы» (1864-1875 гг.), «Ворота южные» (сер. XIX в.), «Ограда» (сер. XIX в. – II пол. XIX в.), «Келья деревянная» (с. Сезёново, ул. Советская, 32), «Келья кирпичная» (ул. Советская, 33), «Келья кирпичная» (ул. Советская, 34) и «Монастырское здание» (ул. Советская, 35).
Игорь Артамонов: Культурное наследие – это страшная история
21/11/2024В Липецке выставили на торги городскую усадьбу XIX века
13/09/2024Липчане получили возможность детально рассмотреть памятники Санкт-Петербурга
11/09/2024Простому советскому рабочему одновременно крупно повезло и не повезло жизни. Трудовое достижение Стаханова вылилось в массовое движение, однако в первый же день он наткнулся на недобрые взгляды других шахтеров. Далее - высокий взлет и болезненное падение.
Барон, инженер-генерал. Его называли «творцом русского водопроводного дела». Как незаурядный строитель, Андрей Дельвиг был председателем Архитектурного совета комиссии по постройке Храма Христа Спасителя. Мемуары Дельвига содержат воспоминания о Пушкине, Гоголе, Чаадаеве, Герцене и других выдающихся людях, с которыми автор был знаком.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!