Богородицкий дворец – бывшая усадьба графа Алексея Григорьевича Бобринского.
Род Бобринских пошел, как утверждают историки, от внебрачного сына графа Григория Орлова и Екатерины II. За несколько месяцев до своего восхождения на престол, а именно 11 апреля 1762 года, Екатерина родила мальчика. Ребенок был назван Алексеем в честь дяди и крестного отца Григория – графа Алексея Орлова, а отчество получил от отца. По легенде, фамилию Бобринский он получил потому, что сразу после родов его укутали в бобровую шубу и увезли поскорее за город, чтоб успеть скрыть плод измены от глаз супруга, императора Петра III. По другой версии, фамилия происходит от названия имения Бобрики Тульской губернии, подаренного новорожденному Екатериной в 1763 году. В 1781 году императрица возвела Алексея Григорьевича Бобринского во дворянство и пожаловала герб, на котором начертаны слова «Богу слава, Жизнь тебе», которые, якобы, она произнесла после родов.
В 1763 году Богородицк становится собственной волостью императрицы Екатерины Великой. Императорская усадьба начала строиться на месте развалившейся Богородицкой крепости, сооруженной еще в 1660 годах XVII века, по проекту начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова. Заказчицей загородного ансамбля выступила сама Екатерина Великая.
6 июня 1773 года был заложен первый камень в основание Богородицкого дворца. Строение эффектно расположили на холме над запруженной рекой Упертой. Дворец представлял собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже, украшенное легким бельведером. Западный фасад дворца по центру имел полукруглый выступ, определивший форму овальных залов внутри здания. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа. Весной 1774 года по проекту И.Е.Старова рядом со зданием дворца закладывается усадебная Казанская церковь. Хотя церковь была небольших размеров и представляла собой однокупольный храм, она производила впечатление монументального сооружения. Отлично подобранные пропорции храма придавали ему весомую значимость и торжественную монументальность. До 1821 года Казанская церковь была соборной, и в 1901 году в ней венчались Ю.А.Бобринская с князем Г.В.Львовым, будущим Председателем Совета Министров Временного правительства.
В композиционную группу ансамбля зодчий включил многоярусную башню-колокольню в стиле барокко петровской эпохи, которая была построена по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII столетия. Башня замыкала главную березовую аллею, протяженностью около полверсты, которая служила парадным подъездным путем к ансамблю. Одновременно башня служила парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви.
В 1776 году управляющим в богородицкую усадьбу был назначен Андрей Тимофеевич Болотов - один из основоположников русской агрономической науки, писатель, энциклопедист. Он оправил классическую архитектуру дворца великолепным пейзажным парком, считавшимся «чудом здешних мест». Под влиянием Болотова стали сажать сады возле своих домов и городские обыватели. Парк был создан практически на голом месте. Два водных источника в двух верстах от имения, поднятые на должную высоту, обеспечили непрерывную подачу воды и создали возможность устройства «украсительных» прудов и водопадов.
В послереволюционные годы были вырублены ценные уникальные деревья, загрязнились пруды, и были разломаны изящные мостики, варварски уродовались дорожки, парк стал доступен всякому животному.
В ночь с 11 на 12 декабря 1941 года при отступлении гитлеровские войска полностью разрушили здание дворца и превратили его в руины. 1 июля 1967 года было принято решение о восстановление графских развалин.
А в 1975 году в возрождаемом дворце был основан Богородицкий дворец-музей, который 16 октября 1988 года распахнул свои двери для посетителей. Лучшую часть экспозиции музея представляют произведения прикладного искусства XVIII начала XIX веков, скульптура, прижизненные издания Болотова, копии с его акварелей с видами былых парковых диковин. Реставрация и точное воспроизведение дворцово-паркового комплекса усадьбы Бобринских не представляется возможным, так как нельзя составить полную и целостную картину облика ансамбля по скупым и разрозненным высказываниям А.Т.Болотова и единственному сохранившемуся чертежу И.Е.Старова. В силу этих причин невозможно составить общего представления о первоначальных интерьерах, утраченных в начале XIX века во время опустошительных пожаров. Однако по инициативе общественности города, силами энтузиастов было восстановлено из руин главное украшение – дворец.
Постепенно Богородицкая усадьба приобрела свой прежний облик. Снова белокаменный дворец величаво возвышается над городом. Его строгий силуэт и высокая башня-колокольня видны с каждой из пяти лучевых улиц, которые как бы сами направляют к усадьбе. В настоящее время 14 залов дворца открыты для посетителей. В залах музея проводятся художественные выставки, концерты камерной музыки, работает детская художественная школа. Проходит регистрация браков. Казанская церковь теперь открыта для прихожан. В ней тоже ведутся реставрационные работы.
Читайте по теме:
Наследство графа Алексея Бобринского
Тульский дизайнер нарисовала новые зимние открытки
08/12/2024Бахрушинский музей открыл в Тульской области три выставочных проекта
08/12/2024Библиотеки завоевывают цифровое пространство
05/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!