Лейла Гучмазова: Что сказал бы Толстой? Выгнал!

10/07/2023 18:15 Лейла Гучмазова: Что сказал бы Толстой? Выгнал!

Автор: Фото: Бренды России. Тула

Гвоздем Международного театрального фестиваля «Толстой» стал балет Большого театра «Анна Каренина». «Настроить оптику» для зрителей и раскрыть язык современной хореографии буквально за час до начала действа помогла балетный критик и историк искусства Лейла Гучмазова.

 

Конечно, балетный спектакль Большого театра - вполне самодостаточное явление, но на встречу собрались люди, которые захотели узнать что-то большее. Дополнительную драматургию придал тот факт, что Лев Николаевич на дух не переносил искусство, именуемое балетом.

 

- Что сказал бы Лев Николаевич, увидев в Ясной Поляне балетный спектакль? Выгнал бы не задумываясь, - говорит Лейла. - Однако балет второй половины XIX века и нынешнее тонкое, серьезное и глубокое искусство – это совершенно разные художественные опыты.

 

Интересно, что еще в пушкинские времена балет считался необходимым для образованных людей способом проведения времени. А для иностранцев самым ярким впечатлением о России были километры снега и балет.

 

В «Евгении Онегине» читаем:

 

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

 

О том же самом спектакле пишет и Лев Толстой в «Войне и мире». Но как…

 

«Одна из девиц, с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую».

 

Кто же прав? Оба. С развитием русской литературы балет, действительно, стал считаться поверхностным действом, и в строках Толстого представлена самая настоящая квинтэссенция недоверия.

 

Впрочем, негодовал не только Лев Николаевич. Мода на лубочный стиль «псевдорусскости», воцарившийся на русской балетной сцене в середине XIX столетия раздражала многих литераторов. Крестьянки в кружевах и драгоценностях создали балету репутацию искусства, в котором нет ничего живого. Все надумано, ни капли искренности. Искусственность затмевала весь смысл балета. Поэтому писатели крайне неохотно становились либреттистами. Им казалось кощунством «кромсать» литературное произведение под балетный спектакль.

 

Как ни странно, помогла революция. Страна оказалась в руках людей, далеких от литературного творчества. Они то и решили, что балет – вполне подходящее для народа зрелище. Более того, именно сохранение балетной школы в определенной мере помогло легитимизироваться новой власти и подчеркнуть, что большевики не уничтожили «великое русское искусство».

 

Идея поставить первый балет по «Анне Карениной» принадлежит Майе Плисецкой. Музыку к фильму написал Родион Щедрин. Премьера состоялась 10 июня 1972 года в Большом театре.

 

Прошли 10-летия, и сейчас существует несколько балетных спектаклей по знаменитому роману Льва Толстого. В 2005 году свою версию представил Борис Эйфман, еще через пять лет появилась постановка Алексея Ратманского на сцене Мариинского театра. В ходе лекции Лейла Гучмазова показала видеофрагменты этих спектаклей.

 

Мировая премьера балета Джона Ноймаера состоялась в Гамбурге 2 июля 2017 года, а менее чем через год его «Анну» уже танцевали и на исторической сцене Большого театра.

 

Ранее мы сообщали, что показ в Ясной Поляне стал историческим. Большой театр впервые представил балет на открытой сцене.