О жизни, смерти и бессмертном слове Толстого. Балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» станцевали в Ясной Поляне

11/07/2023 09:23 О жизни, смерти и бессмертном слове Толстого. Балет Джона Ноймайера «Анна Каренина» станцевали в Ясной Поляне

© Репетиция балета Большого театра «Анна Каренина» на фестивале «Толстой». Солисты Кристина Кретова и Артемий Беляков

Мечта каждого театрала – посетить Большой театр. На фестивале «Толстой» уникальную возможность получили более 2,5 тысяч человек. Они посмотрели балет «Анна Каренина» в постановке всемирно известного хореографа Джона Ноймайера.

 

Мировая премьера балета состоялась в Гамбурге 2 июля 2017 года, а менее чем через год его уже танцевали и на исторической сцене Большого театра. В России «Анна» получила совершенно иное звучание. Ведь ее исполняет лучшая труппа мира!

 

Показ «Анны Карениной» в Ясной Поляне вошел в историю Большого театра как первый для труппы балетный спектакль, представленный на открытой площадке. Сцену возвели за несколько недель, буквально в чистом поле.

 

Джон Ноймайер уже 50 лет возглавляет Гамбурский балет, но по первому образованию – филолог.

 

- Любви к слову Ноймайеру не занимать. Он обладает абсолютным филологическим слухом на толстовский шедевр, - отмечает писатель Павел Басинский, автор книги «Подлинная история Анны Карениной».

 

Ноймайер обдумывал свою «Анну» несколько лет. В стремлении досконально разобраться в источнике, он вчитывается в каждое слово, изучает дневники, окружение Льва Толстого, время, в которое создавалось произведение. И в результате появляется балет, где нет ни одной случайной детали. Ноймайер присутствует в каждом сантиметре сцены, в каждой секунде трехчасового спектакля. Утверждая вечность классической истории, он переносит действие в наши дни.

 

В ноймайеровской «Анне Карениной» нет академического «порхания по сцене», строгих линий и фиксированных танцевальных фигур, но чувствуется живой дух романа Толстого и его способность ставить вопросы так, словно он обращается к каждому читателю лично.

 

Балетный спектакль начинается с предвыборного митинга. Алексей Каренин (Александр Волчков) – успешный политик. Вронский (Артемий Беляков) – спортсмен. Их образы прорисованы точно, красочно и… с неприязнью.

 

«Все смешалось в доме Облонских…» В Стиву (Александр Водопетов) летят пакеты с покупками, которые принесла Долли. Он комично натягивает джинсы и пытается оправдаться, а потом звонит сестре Анне.

 

Анна Каренина - блистательная Кристина Кретова. Сравнивая с другими исполнительницами роли, балетные критики называют ее «мягкой стороной» героини. В первых сценах балерина создает иллюзию счастливой семейной жизни, но уже в них можно заметить надрыв и излом. А в жадном и безоглядном дуэте с Вронским все движения «кричат» о деградации, Как и Толстой хореограф и сочувствует Анне, и не находит оправданий ее поступку.

 

На фото: Кристина Кретова в роли Анны Карениной

 

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Еще одна пара – изначально инфантильная Кити (Полина Афанасьева) и дауншифтер Левин (Денис Савин), появление которого Ноймайер сопровождает музыкой «из другого мира». Возвышенно-драматичные Чайковский и Шнитке уступают место кантри от Кэта Стивенса.

 

На фото: Денис Савин в роли Левина

 

Балет Ноймайера хочется не просто смотреть, а внимательно рассматривать и находить в действии авторские намеки. Гламурная красная сумочка в руках Анны подсказывает, что роман с Вронским протекает на глазах всего света и вызывающе привлекает внимание общества. Тяжелый чемодан, который тащит Долли, пытаясь бросить Стиву, вдруг оборачивается столиком для уютного чаепития с детьми. Прозрачные стулья на сцене – невидимые устои жизненного уклада. К слову, в финальной сцене на стуле будет сидеть только Кити. Возможно, это еще один намек на симпатию Толстого.

 

Необычен образ рокового безумия, груз которого с каждым выходом становится все тяжелее и тяжелее… Человек в костюме дорожного рабочего с мешком камней (вероятно, отсылка к новозаветному «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень») постоянно преследует Анну, словно напоминая, что гибель неизбежна. Но в финальной части образ множится, «мертвые» рабочие возникают за спинами почти всех персонажей, и мы вспоминаем: «Мне отмщение, и аз воздам». А Левин тем временем пытается заглянуть в бездну, поглотившую Анну… Он сам несколько раз проходил по ее краю и был близок к самоубийству, но «ужаснулся не столько смерти, сколько жизни без малейшего знания о том, откуда, для чего, зачем и что она такое».

 

В балете Джона Ноймайера все органично, деликатно, естественно и нравственно. Хореограф по праву считается одним из самых внимательных к русской культуре иностранных авторов.