В Россию прилетел знаменитый режиссер Эмир Кустурица. Из аэропорта он сразу отправился в Тульскую область, где в музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» проходит Первая школа кинокритики.
- Визит в Ясную Поляну для меня очень эмоциональный момент. Я вырос на литературе Толстого. Прочитал почти все, что он написал. Одна из любимых повестей - «Казаки», - говорит Эмир Кустурица.
Встречая гостя, советник Президента России по культуре Владимир Толстой предложил считать Ясную Поляну и сербский Дрвенград деревнями-побратимами.
Свою этнодеревню Эмир Кустурица, обладатель двух пальмовых ветвей Канн, начал возводить в 2000-е, когда снимал фильм «Жизнь как чудо». Но вместо того, чтобы декорации после съемок разобрать, решил продолжить стройку.
Дрвенград - название, которое Эмир придумал сам, потому что городок возведен из дерева. Ежегодно он принимает 150 тысяч туристов. Иногда им удается увидеть, как знаменитый Кустурица поступает совершенно по-толстовски - встает на рассвете и идет косить газон.
Первая школа кинокритики в Ясной Поляне организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и телеканала «КиноТВ». Проект призван помочь лучше понимать киноискусство и мотивировать на новые проекты и инициативы, связанные с кинематографом. По словам Владимира Толстого, Школа кинокритики будет проводится ежегодно.
- Изначально была проза, потом мы обратились к поэзии, сейчас пробуем кино. Главная задача находить думающих, читающих, смотрящих авторов. Дальше хотелось бы охватить театр, музыку, изобразительное искусство… Чтоб возникала среда мыслящих людей, которые могут говорить об искусстве, - отмечает Владимир Толстой.
Чем известней человек, тем более пристально и строго следят за его работами критики. Эмир Кустурица прошел долгий путь от абсолютного неприятия до мирового признания.
- Критика может быть разной. Она во многом зависит и от личности, и от общей культуры. Когда я делал первые фильмы говорили, что это невозможно. Но это случилось. Бывает авторов не принимают по 10-15 лет, а потом на излете карьеры могут изменить мнение. Так было у Феллини. Бывает, что время не дает признать автора. Например, когда все подчиняется идеологии. Когда я сделал «По млечному пути», меня списали на Западе. Не устроило мое видение политики конца ХХ века. Ждали другого фильма. Думаю, хороший критик должен уметь не только писать, но и видеть, и чувствовать, - считает режиссер.
Для Эмира Кустурицы критика была и очень важна, и совершенно безразлична. Однажды один известный рецензент спросил: «Господин Кустурица, вот уже 10 лет Вы ничего не показываете? Когда закончится работа?» На что режиссер ответил: «Каждый раз, когда я снимаю, это становится своеобразным самоубийством, которое не случается только потому, что я заканчиваю ленту».
Создание фильма Кустирицы – это всегда рождение целого нового мира.
- Существует большая разница между реальностью и реализмом. Мои фильмы называют «природными». На самом деле в них ничего не природно. На съемках мы создаем природный эффект, но все детали кинореальности являются результатом авторской идеи.
В настоящее время творческие планы Эмира Кустурицы связаны с Россией. У режиссера давно зрела идея снять фильм по Достоевскому. Узнав об этом Джонни Дэпп, даже предлагал свою кандидатуру на роль Раскольникова. Однако Кустурица отказал ему, т.к. изначально планировал создавать картину на сербском языке. Но сейчас режиссер пришел к мысли, что фильм следует снимать на языке первоисточника. В настоящее время идет поиск талантливых российских актеров на участие в проекте «Преступление без наказания».
К слову, сам Кустурица прекрасно говорит по-русски и хорошо знаком с русской литературой. Причем, не только с классической, но и современной. Второй задуманный им фильм будет снят по роману Евгения Водолазкина «Лавр», действие которого происходит в средневековой Руси. Однако, как говорит сам автор, главный пафос «Лавра» в том, что времени нет.
В связи с этим Евгений Водолазкин вспоминает забавный случай. Однажды его друг принимал экзамен по современной русской литературе. Студентке попался «Лавр». Она его внимательно читала, потом неделю плакала, но, когда ее спросили, в каком веке происходит действие, девушка не смогла ответить. Тогда преподаватель позвонил автору и спросил, что ей поставить? «Времени нет. Ставь пять», - был ответ Водолазкина.
Ощущения безвременья в романе «Лавр» созвучно поэтике Эмира Кустурицы.
- Я чувствую «Лавра». Прочитал книгу и сразу сказал: «Это написал 100% хороший парень». Когда мы встретились, оказалось, что у нас много общего. Я никогда не делал фильмов на основе романов. Русская литература будет первым опытом: Достоевский и Водолазкин, - признается Кустурица.
Между любителями литературы и киноманами часто возникает спор: «Что лучше фильм или его текстовый первоисточник?» В этот раз сценарий пишет сам автор романа Евгений Водолазкин, и он подчеркивает, что книга и фильм – представители принципиально разных стихий. Для кино требуется не перевести, а пересоздать произведение. И в этой битве главнокомандующим выступает режиссер. Фильм – это его рефлексия к тому, что написано. Перенос «Лавра» на экран станет рождением нового мира от Эмира.
Кинотворчество в основе своей абсолютно свободно. Сейчас много новых технических возможностей, но самое важное эмоционально прочувствовать произведение. Главное передать дух, силу чувства. А какими средствами? Это зависит от таланта режиссера.
Совместный проект Водолазкина и Кустурицы будет продюсировать компания «КиноТВ».
- Нельзя делать ставку только на коммерческий успех фильма. Существует культурная модель, уровень, которого надо держаться. У Жени много фольклорных элементов. Сейчас надо найти композицию, которая отвечает тому, что написано. Фильм – это не иллюстрация. Требуется найти свой язык. В Советском союзе он был у Тарковского, Кончаловского, Михалкова, Довженко… Сейчас в кино очень много рекламы, мне это не нравится, но я понимаю, что без денег кино не снимешь, – рассуждает Эмир Кустурица.
- У нас есть Фонд кино, он поддерживает хорошие фильмы для самого разного зрителя. Думаю, что у «Лавра» есть шанс, - замечает Владимир Толстой.
Если все удачно сложится, то роман «Лавр» станет вторым экранизированным произведением Евгения Водолазкина. Параллельно идет работа над его «Авиатором». Известно, что режиссером фильма будет Егор Кончаловский, а одну из ролей сыграет Константин Хабенский.
В рамках работы Первой школы кинокритики состоялся показ фильма Эмира Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?». Картина 1981 года рассказывает о детстве и взрослении сараевского паренька шестидесятых годов ХХ века. На Венецианском кинофестивале лента получила «Золотого льва» как лучший дебютный фильм. Это был первый крупный успех Эмира Кустурицы. Однако великие мастера всегда проходили длинный путь. «Помнишь ли ты Долли Белл?» - пятая работа Эмира.
Показ предварило обращение режиссера к публике на тему состояния современного кино «Как клопы съели мировой кинематограф». Клопы – это отсылка новостям о том, что кинотеатры в Париже закрылись из-за нашествия паразитов. Параллельно автор использует переносное значение слова «клоп» в отношении всего, что высасывает силы из кинематографа: «Что не съедено клопами, съест Нетфликс».
«Будущее кино, если проблемы с клопами будут решены, будет зависеть от рассмотрения социально значимых тем и готовности спонсоров принять участие в авантюре создания серьезных фильмов. Художественное кино ищет покровителей в любой форме, это может быть государство, но никак не корпорация, поскольку за одну вложенную банкноту они просят сто долларов прибыли.
…
В мире эгоизма и жадности, когда везде вокруг нас маршируют мертвые души, пока клопы в кинозалах филигранно гармонируют с превращением людей в компост, неизбежно исчезает духовность и искусство, а с ними неизбежно исчезает художественный авторский фильм», - считает Эмир Кустурица.
Напомним, ранее мы публиковали видеоролик о визите Эмира Кустурицы в Ясную Поляну.
Тульская область будет удивлять всю зиму
12/12/2024Веневский краеведческий музей обновил экспозицию и вновь принимает гостей
12/12/2024В египетской Александрии увидят работы художника Василия Поленова
12/12/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!