Опыт Первой Школы кинокритики. Продолжение следует…?

Об опыте Первой Школы кинокритики. Продолжение следует…?

24/10/2023 18:12 Об опыте Первой Школы кинокритики. Продолжение следует…?

© На фото – участники Первой школы кинокритики. Личный архив Егора Шувалова

В музее-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» завершила работу Первая школа кинокритики имени Валентина Курбатова.

 

На занятиях молодые авторы получили возможность очного взаимодействия с известными профессионалами сферы кино. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и телеканала КИНОТВ.

 

Учениками школы стали 27 человек из разных городов России. Возможно, через некоторое время они станут известны так же, как их нынешние кураторы. Ведь случайных людей среди участников Школы не было. Событию в Ясной Поляне предшествовал серьезный конкурс.

 

В качестве заявки абитуриенты присылали свои мотивационные письма, а также, и это было самым главным, рецензии на фильм братьев Тавиани 1990 года «И свет во тьме светит», который является экранизацией повести Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий».

 

Егор Шувалов приехал в Ясную Поляну из Иваново. Выпускник Гимназии №32 сейчас учится на третьем курсе филологического факультета Московской Высшей Школы Экономики. В свободное время ведет Telegram-канал, в котором публикует свои рецензии на книги и фильмы. 

 

- Егор, чем участники Первой школы кинокритики покоряли сердца отборочной комиссии?

 

- Думаю, что наши заявки покорили не столько сердца, сколько умы. Кураторы очень вдумчиво подошли к нашим работам. Они не столько давали волю чувствам, сколько пытались детально разобрать каждый текст. Чтоб в Ясную Поляну смогли приехать наиболее достойные.

 

- Что тебя мотивировало?

 

- У меня сошлись все звезды. Лев Толстой – мой любимый писатель. Серьезно увлечен им класса с девятого. Прежде всего для меня был привлекателен сам факт, что Школа кинокритики проходит в Ясной Поляне, а организуют ее прямые наследники Льва Николаевича. И второе, не менее важное, в кинокритике я вижу свое призвание. Не могу ручаться за всю жизнь, но на ближайшие несколько лет - точно. И третье: сильный подбор наставников. Занятия вели известные люди. Все они яркие индивидуальности и мои кумиры.

 

- Почетным гостем Школы был режиссер Эмир Кустурица. Удалось с ним пообщаться? 

 

- Успел попросить у него автограф, но поговорить с глазу на глаз не получилось. Однако я все равно остался в выигрыше. Мой вопрос передали Эмиру, и в ответ он прислал подробное голосовое сообщение.

 

- Что был за вопрос?

 

- В Ясной Поляне Эмир Кустурица рассказывал о планирующейся экранизации романа Евгения Водолазкина «Лавр», и я спросил, какие произведения сербской литературы он рекомендовал бы российским режиссерам для продолжения диалога культур?

 

- Список «прилетел» внушительный?

 

- На удивление, нет.

 

- Какие моменты оказались самыми запоминающимся и полезными в Школе кинокритики? Что пригодится на будущее?

 

- На каждом мастер-классе для меня находилось что-то полезное. Поскольку у нас были очень разные лекторы, подход был тоже очень разносторонним. Рассматривались все сферы и кинематографа в целом, и кинокритики. Ежедневно я вел записи и думал: «Вот это мне точно в будущем пригодится».

 

Запомнился метод медленного анализа фильмов, которому научил нас доцент ВГИКа Всеволод Коршунов. Он заключается в том, что лента останавливается буквально каждые несколько секунд и пристально разбирается каждый ее эпизод. Таким образом две минуты могут растянуться на полтора часа, но это невероятно продуктивный подход.

 

Интересным опытом стало обсуждение моего текста на семинаре с главным редактором журнала «Искусство кино» Никитой Карцевым, сценаристкой Юлией Гулян и киноведом Зарой Абдуллаевой. Я получил столько качественных советов, что теперь у меня распланировано все до следующей Школы кинокритики.

 

- До следующей? То есть, «продолжение следует»?

 

- Однозначно. Это даже не обсуждается. Школа кинокритики - потрясающий опыт, который останется со мной надолго. Уверен. Буду очень ждать продолжения проекта.

 

- Одним из лекторов Школы был Егор Москвитин, которого называют самым добрым кинокритиком страны. А себя ты видишь жестким или лояльным автором?

 

- В первую очередь я хочу себя видеть честным критиком. Если фильм мне нравится, то хвалю его и рекомендую. Конечно, отмечаю моменты, которые хотелось бы «докрутить», но посыл отзыва таков, чтоб людям захотелось его посмотреть. Соответственно, провальные, на мой взгляд, работы ругаю. Но в целом стараюсь быть объективным. Впрочем, я скорей добрый критик. Это связано с тем, что мне в принципе нравится смотреть кино.

 

Организаторы Первой школы кинокритики надеются, что проект станет ежегодным и сможет объединить авторов, увлеченных кинематографом. Цель - создание среды мыслящих людей, которые могут говорить об искусстве.