И поныне на Афоне
Древо чудное растет,
На крутом зеленом склоне
Имя Божие поет.
В каждой радуются келье
Имябожцы-мужики:
Слово — чистое веселье,
Исцеленье от тоски!
Всенародно, громогласно
Чернецы осуждены;
Но от ереси прекрасной
Мы спасаться не должны.
Каждый раз, когда мы любим,
Мы в нее впадаем вновь.
Безымянную мы губим
Вместе с именем любовь.
(Осип Мандельштам, 1915 год)
Двумя годами ранее тульские газеты опубликовали информацию о том, что в городе находятся в настоящее время два афонских монаха-имяславца, присланные сюда за участие в афонском бунте.
Имяславие - это религиозное движение, получившее распространение в начале XX века среди православных русских монахов на святой горе Афон. Его центральное положение заключается в том, что имя Божие неразрывно связано с самим Богом.
В мае 1913 года состоялось заседание российского Святейшего Синода, на котором все доклады признавали учение «имябожников» неправославным. Афонскую смуту подавили с помощью солдат. Несколько сотен монахов были лишены духовного сана и сосланы в провинции Российской империи.
В августе, уже после высылки «имябожников» с Афона, Синод принял «Формулу обращения для возвращающихся к учению православной Церкви имябожников». По монастырям России была разослана бумага с осуждением «имябожия» с предложением подписать её. В частности, известен такой документ, подписанный всеми старцами Оптиной Пустыни.
Хотя афонское движение было осуждено и разгромлено, интерес к проблематике, обсуждавшейся в ходе имяславских споров, не угасал в среде русских философов и богословов на протяжении всего XX столетия. По мнению митрополита Илариона (Алфеева), в 1913 году русское монашество получило «первый мощный удар… - удар, нанесённый руками иерархов Святейшего Синода Российской Церкви. Вторым ударом стала революция и последовавшие за ней гонения на Церковь в России».
Еще одна новость 27 октября 1913 года сообщала, что раскрыта кража в губернской типографии.
Похитителями оказались бывший наборщик губернской типографии Т. Чурюкин, работавший там в качестве ученика 5 лет, и некий Мишин. Оба задержаны в одном из местных домов терпимости. Некоторая часть похищенных денег отобрана у них, а именно нашли 540 рублей, которые они отдали на хранение проститутке, зашившей их в муфту. Остальные деньги успели прокутить. При опросе как Чурюкин, так и Мишин принесли полную повинную в совершении преступления.
В начале XX-го века 130 тульских женщин от 15 до 40 лет официально занимались проституцией. Улица «красных фонарей» долгое время располагалась в самом центре города – в Кашинском переулке, сейчас это Центральный переулок.
Перламутровая пуговица, надежинский рельс и грифельная доска. Неожиданные сюрпризы тульской усадьбы Смидовичей
09/10/2024«Русский завтрак» съешь сам
08/10/2024Илья Кошкин: Оценка художественной ценности архитектурного модернизма в Туле целью исследования не является
07/10/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!