18 января – важный день в христианском православном календаре, называемый Крещенским сочельником. В это время верующие вспоминают о крещении Иисуса Христа в Иордане.
Праздновать Крещение накануне не принято, время дано для осознания грядущего дня. Наоборот, православные постятся, ограничивая себя в еде и не только. Сквернословие и ссоры тоже не допускаются. Вечером начинается церковная служба, после которой можно отведать сочива. Интересный рецепт этого блюда мы публиковали в Рождественский сочельник.
Еще ужин в крещенский сочельник называли «голодной кутьей». Подавалась сваренная на воде каша из пшеницы или риса с маком, орехами или сухофрукты. Важно, чтобы в составе не было масла, сливок и других продуктов животного происхождения.
В морозную ночь перед Крещением люди выходили на улицу, в надежде увидеть на небе сияние. Это считалось большой удачей, и можно было загадать самое сокровенное желание.
В Крещенский сочельник заканчивается период святочных гаданий, которыми часто увлекаются молодые девушки, желающие узнать о своей судьбе. Наряду с колядованием это всегда носило больше развлекательный характер, но некоторые из гаданий передаются из поколения в поколение, как занимательная традиция. В последний день праздничных колядок ряженые обходили дома, распевали песни и получали угощение. Хозяева обычно старались не скупиться, чтобы весь следующий год был щедрым.
Святую воду в храмах берут не только в сам день Крещения. В Сочельник вода считается не менее очищающей и целебной. Поэтому каждый год тысячи людей спешат в храмы по всей стране, чтобы наполнить различные емкости. Крещенскую воду не только пьют, но и умываются ею, разбрызгивают в домах. Важным условием использования святой воды считается добрый настрой. Он помогает очиститься и наполниться положительными эмоциями. Злость и обида, напротив, будут мешать осуществить задуманное.
В Крещенский сочельник тесно переплетаются славянские и православные традиции. В 1864 году «Тамбовские губернские ведомости» рассказывали читателям про обряд, по которому день называли «Свечой»:
«Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов».
Чуть позже, в 1885 году этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров в своей книге «Сказания русского народа» рассказал о Крещенском поверье бытующем в Тульской губернии.
Легенда гласит, что в этот день где бы ни показался огненный змей, везде найдет свою погибель. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает; но вслух об этом никто не решается говорить. Огненный змей не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то ее зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединого молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на божий свет; без него она сушит, сушит себя. Посудите же, добрые люди, какое горе для семьи—гость огненный змей! Неизвестно, когда и кем открыто средство - как погубить змея. Пред тем часом, как быть змею, насыпают на загнетку снегу, собранного в крещенский вечер. Говорят, что змей, когда будет опускаться в трубу, погибает от него навсегда.
В степных селениях Тульской губернии старики замечают, что если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то предрекают плодородие ягнят. Тогда они говорят: «Ярки звезды породят белые ярки».
В ГИМе дали старт Дням культуры Королевства Бахрейн
20/11/2024Десятки музеев в регионах России получат поддержку на развитие инклюзивных практик
20/11/2024Восемь регионов России войдут в программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия
18/11/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!