Имение славянофила и философа Алексея Хомякова одно из старейших в Тульской области.
В «Отказной книге 1664 года» указано, что с 13 сентября 1664 года «пустошь Татаринова Богучарова тож» даруется царем Михаилом Фёдоровичем Демиду Александровичу Хомякову.
Крестьяне в усадьбе промышляли хлебопашеством, прядением из шерсти и льна и ткачеством холстов.
Ныне существующий барский дом был построен в конце XVIII века. Его цокольный этаж предназначался для слуг, а верхний с 28 комнатами был господский. На восточном фасаде расположена открытая каменная терраса с ведущей в сад кованой лестницей. В овраге была устроена каскадная система из трех прудов и разбит регулярный липовый парк.
Начало строительства каменной церкви Сретения Господня села Богучарово датируется 1836 годом. Средства на ее возведение выделила помещица Мария Алексеевна Хомякова (урожденная Киреевская, мать писателя Алексея Степановича Хомякова). Святыня ставилась по обету в ознаменование победы России над Наполеоном. Автор проекта – крепостной архитектор Сергей Александров.
Характерной особенностью церкви является отсутствие апсиды и строгая центричность. В плане она представляет собой равноконечный «греческий» крест. К его четырем концам примыкают портики с шестью колоннами. Над центральным объемом здания церкви - высокий световой барабан, который покрывает полусферический купол.
Это закат русского классицизма. Цоколь - белокаменный с прямым обрезом с выступом под колонны восточного портика; паперти - со ступенями из белокаменных блоков. Материал несущих стен - красный глиняный кирпич. Храм украшает белокаменный декор.
После такой замечательной работы архитектору Сергею Александрову дали «вольную», чтобы он учился в Санкт-Петербурге. 25 мая 1840 года Алексей Хомяков писал своему другу Дмитрию Веневитинову:
«Начну с просьбы. Податель сего письма, отпущенный мною на волю человек Сергей Александров, ремеслом архитектор, весьма не бездарный, строитель того Великого собора Богучаровского, который тебе известен, едет в Петербург выхлопотать себе звание вольного художника. Не откажи ему в своем пособии, то есть замолви доброе слово у предержащих властей… Доброе дело сделаешь и меня одолжишь».
В 1913 году в восточную стену храма была вмурована плита из белого камня с фигурами XVIII века, до этого хранившаяся в подвалах господского дома. На ней вырезана следующая надпись: «Противу сей надписи погребено тело лейб-гвардии поручика Александра Федоровича Хомякова супруги ево Настасьи Ивановой, секунд-майора Ивана Михайловича Грибоедова дочери, которая в Москве преставися 1775 году Февраля 13 числа по полуночи в 11 часу, рождение ее в Москве в 1750 году в день тезоименитства ее Октября 29 числа по полудни в 11 часу. Итого жития ее было 24 года 3 месяца и 15 дней, а супружестве имелась 1768 года июля 9 числа всего шесть лет 7 месяцев и четыре дни».
В эпоху атеизма храм был закрыт. Прекрасные старинные иконы, богослужебные книги, церковная утварь погибли в огне революции. До наших дней чудом сохранились фрагменты конструкции иконостаса XIX века. Между восточными арками можно увидеть обрамленную багетом табличку с текстом «СВЯТЪ СВЯТЪ СВЯТЪ ГОСПОДЬ».
История храма теснейшим образом связана с историей родовой усадьбы дворян Хомяковых, литературной и общественной деятельностью известного философа-славянофила Алексея Степановича Хомякова. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.
После смерти писателя имение перешло к его старшему сыну Дмитрию, который владел им до 1917 года. Именно при нем в 1894 году возле Сретенской церкви была построена каменная колокольня, визуально напоминающая венецианскую кампанилу собора Святого Марка.
Над проектом работали петербургский архитектор Николай Султанов и Павел Жуковский, сыном поэта Василия Жуковского. Крест для колокольни изготовили на московской фабрике И. П. Хлебникова. В одном из писем уже в 1900-е годы Николай Султанов вспоминал:
«Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его Тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни в S.Marco и S.Giorgi Magyiore, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России».
Концовка требует пояснения. Мало, кто сейчас знает, что в самом начале ХХ века прославленная венецианская кампанила рухнула. Много велось споров о том, надо ли ее восстанавливать и в каком виде. Решили в итоге воссоздать все в точности, как было до обрушения. К 1912 году новая-старая колокольня была отстроена. Так что покойница воскресла (Султанов об этом уже не узнал), но ее внучка в России, к счастью, тоже осталась жива и не пала жертвой советского вандализма. При внимательном сопоставлении оригинала и копии можно найти некоторые существенные отличия. Они прежде всего в размерах и в трактовке яруса звона. Тем не менее, образ воспроизведен достаточно убедительно.
Дмитрий Алексеевич Хомяков также занимался пополнением семейной библиотеки. Приобретенные им книги имели суперэкслибрис «Д.Х.» и часто пометку о времени и месте покупки. При нем к господскому дому пристроили два флигеля, рядом появились парники и оранжерея, дом для управляющего.
Интерьер усадебного дома в начале XX века
Согласно решению Тульского губернского земельного отдела от 8 марта 1919 года, имение Хомяковых было преобразовано в совхоз огородничества и садоводства.
Революция навсегда разорвала владельческую связь Хомяковых с Богучаровом, находившимся в собственности минимум пяти поколений этого дворянского рода. Она же создала здесь и государственный музей. Верней пыталась создать. Точная дата его открытия не известна. Судя по ведомостям на зарплату, в начале июля 1919 года он уже существовал и подчинялся подотделу музеев и охраны памятников старины Тульского губернского отдела народного образования (губоно).
Музеев в ведомстве этого подотдела было в то время немного: кроме Тульского художественно-исторического и Богучаровского - только Музей лошади в селе Прилепы.
Открытие музея в Богучарове совпало с началом музеефикации другого мемориального хомяковского комплекса - его московского дома на Собачьей площадке. Жившая в нем до своей кончины, последовавшей в январе 1919 года, старшая дочь А.С. Хомякова Мария сохраняла в нем обстановку двух принадлежавших Хомякову комнат. В мае 1919 года московский дом перешел в ведение Музейного отдела.
С 1918 года богучаровский дом Хомяковых был принят в ведение Тульской секции музеев и обращен в музей культуры и быта преимущественно первой половины XIX века. Именно к этой эпохе, по мнению его создателей, принадлежали наиболее ценные памятники Богучаровского музея, связанные с историей славянофильского кружка.
Профиль музея, каким он предстает из документов, не вполне отчетлив - не исключено, что он менялся. Складывается впечатление, что мемориальную основу музея со временем стали отодвигать на второй план, все более выпячивая историю материальной и бытовой культуры.
Музей занимал северную половину помещичьего дома - ту самую, в которой некогда проживал Алексей Степанович. Составлением описи музейного фонда занимался на протяжении 1919 года один человек - заведующий, он же хранитель Федор Алексеевич Челищев. Немногочисленные принадлежащие его руке бумаги свидетельствуют о том, что он был достаточно образованным, ясно и грамотно излагающим свои мысли человеком.
О закрытии Богучаровского музея Челищеву официально сообщили из губмузея, уведомив и о назначении представителей для передачи фондов. Но событиям было угодно развиваться по другому сценарию: 31 марта 1923 года Федора Алексеевича арестовал губернский розыск.
Вещи из усадьбы вывезли в конце лета 1924-го. После чего богучаровскую коллекцию распылили по нескольким учреждениям культуры. Большая часть предметов и документов ушла в Москву.
В наши дни комплекс «Усадьба писателя Хомякова А.С. «Богучарово» имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и является одной из площадок Тульского историко-архитектурного музея.
В Туле состоялась премьера спектакля о жизни и творчестве Василия Жуковского
20/11/2024Директор Национального парка «Тульские засеки» приступил к работе
20/11/2024Все началось с фотографии Льва Толстого…
17/11/2024Выдающийся зоолог, академик АН СССР. Сын Почётного гражданина Тулы купца Петра Сушкина, выпускник Тульской классической гимназии. С детства Петр Петрович увлекался бабочками и птицами, изучение которых стало его основной профессией. ОДин из основателей экологической палеонтологии.
Тульский градоначальник-благотворитель, правивший городом оружейников почти четверть века. Это не только тульский, но и российский рекорд. На протяжении всего XIX столетия Добрынины находились в центре общественной жизни города.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!