Ольга Владимировна Розанова

Ольга Розанова. Амазонка и муза русского авангарда

11/03/2024 11:20 Ольга Владимировна Розанова

Автор: Неизвестен, источник фото.

Российский живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства, теоретик искусства, поэтесса, одна из видных представителей русского авангарда.

 

Меленки

 

Меленковский край затаился в тихом уголке Владимирской земли. Словно в XIX веке, в его городской застройке преобладают небольшие домики. Меленки производят впечатление скромного, но заботливо ухоженного городка. Здесь на Казанской улице в собственном деревянном доме и жили Розановы.

 

Ольга была четвертым ребенком в семье. Девочка появилась на свет 21 июня 1886 года. Крестили малышку в расположенной неподалеку от дома Покровской церкви. Красивый пятиглавый храм до наших дней не сохранился. Его взорвали в 1930-х годах, а в конце ХХ века в парке на месте Покровской церкви был установлен памятный знак.

 

Ольга Розанова. «Казанская улица. Меленки» (1905)

 

Владимир

 

Когда Ольге исполнилось 10 лет, она переехала во Владимир, где поселилась в доме тетки Марии Васильевны Орловой на Борисоглебской улице (ныне - Музейная улица, 10), в «интеллектуальном центре» старого города.

 

Все девочки Розановы учились во Владимирской женской гимназии. Ольга училась на хорошо и отлично. Уже в это время появляются ее первые стихи.

 

Гимназия занимала здание около Золотых ворот, принадлежавшее ранее владимирскому дворянству. Среди предметов были Закон Божий, русский язык, история, география, естественные науки, иностранные языки (латинский, немецкий и французский), а также чистописание, гимнастика, танцы, рукоделие. С 1892 года действовало благотворительное общество помощи нуждающимся ученицам. И, когда у Ольги умер отец, она два года до выпуска жила в пансионате гимназии.

 

Владимир. Музейная улица, 10

 

Москва

 

Завершив обучение в гимназии, Ольга отправилась в Москву. В ноябре 1906 года девушка поступила в частное Художественное училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова. Однако на протяжении всей жизни она поддерживала тесную связь с семьей и каждый год подолгу жила в доме матери во Владимире.

 

Далее – обучение в Художественной школе Константина Юона и Николая Ульянова. Уроки этих мастеров оказали наибольшее влияние на творческое становление Ольги Розановой.

 

Ольга Розанова. Супрематизм / Коллекция Русского музея

 

Петербург

 

В 1911 году Розанова переехала в Петербург, где продолжила совершенствовать свои художественные навыки. Участвовала во всех выставках «Союза молодежи» и писала теоретические статьи для альманаха объединения.

 

Здесь Ольга познакомилась с поэтом-футуристом Алексеем Крученых. Простыми их отношения не назовешь. Ольга и Алексей расставались несколько раз и вновь сходились.

 

В творческом союзе Крученых и Розановой родился уникальный стиль русской футуристической книги. В издании «Тэ ли лэ» они использовали технику цветного гектографирования, потом много работали с коллажем. Плодами совместного творчества стали 18 книг.

 

Владимир Маяковский посвятил Ольге Розановой цикл из трех стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. - эти стихи».

 

Мой крик в граните времени выбит,

И будет греметь и гремит,

Оттого, что в сердце, выжженном, как Египет,

Есть тысяча тысяч пирамид!

 

В 1916 года художница начала сближаться с кругом супрематистов и вступила в общество «Бубновый валет», ведущую роль в деятельности которого в то время взял на себя Казимир Малевич. К этому времени ее стиль развивался от кубизма и футуризма к чистой абстракции.

 

Цвет отделяется от предмета и даже от плоскости. Розанова пишет о способности представлять мысленно цвет как таковой. Так же, как буква была для нее начертанием и звуком одновременно, так цвет выявлялся музыкально, в созвучиях и диссонансах. Непрерывно изменяясь, он образует некоторое протяженное многообразие. Та в 1917 году у Ольги Розановой появляется «Зеленая полоса» - произведение не менее загадочное и провидческое, чем «Черный квадрат» Казимира Малевича. Свечение зелёного цвета на белом фоне ощущается как «область разрыва» обыденного пространства, как вибрация «другого мира». Полотно вышло за пределы не только супрематизма, но и всех существовавших на тот момент направлений авангарда, предвосхитив дальнейшее развитие абстрактного искусства.

 

 

И снова Москва

 

Удручение

Дошло до горла

До муки

Скрипучее

Одна надежда

На милость несчастного случая

Чтобы руки

Раскинуты

И умереть вольно

(Ольга Розанова)

 

В мае 1918 года Розанову утвердили в состав Московской художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР, а в июле она организовала и возглавила его художественно-промышленный подотдел. В процессе работы над праздничным оформлением Москвы к первой годовщине Октябрьской революции художница заболела дифтерией и 7 ноября, в день годовщины, умерла.

 

***

 

Увы, и «Зеленой полосе», и стихам, и самой Ольге Розановой было суждено пережить десятилетия практически полного забвения. Только 2016 году во Владимире появился «Центр Ольги Розановой» - культурно-просветительская общественная организация, занимающаяся популяризацией творческого наследия художницы.-авангардистки.