Тульская гармонь. На стыке истории, технологий и творчества

Тульская гармонь. Рожденная на стыке истории, технологий и творчества

15/03/2024 16:30

Трудно представить русское народное гуляние, которое обходится без веселых гармонных переливов. Если песню называют душой народа, то гармонь - это ее звонкий голос. Ливенка, тальянка, хромка, венка… Самая известная – тульская гармонь, инструмент, на котором играют не только в России, но и далеко за ее пределами.

 

На родине же, в Туле, двухрядка - в особом почете. Здесь гармони посвящены сразу три музея. Причем все они столь удачно дополняют друг друга, что их можно сложить в «гармоничный» тур.

 

Напомним, коллекция музея «Гармони деда Филимона», раскрывает все разнообразие инструмента. Гармонь - верная спутница и настоящая подруга жизни, всегда сопровождала своих владельцев. В Туле за короткий срок она прошла огромный путь от игрушки до профессионального инструмента. Пионером совершенствования гармони был туляк Николай Иванович Белобородов. Именно он вывел гармонь на концертную сцену и создал первый в мире оркестр гармонистов.

 

Сначала изготовление гармоник было дополнительным доходом для Тульских оружейников. Но со временем мастера поняли перспективность музыкального дела и стали обустраивать свои производства. В наши дни здание бывшей гармонной фабрики братьев Киселевых имеет статус объекта культурного наследия. 

 

 

Советское время

 

Новую жизнь тульское гармонное производство обрело в 1960-х, когда на музыкальных инструментах появилась фирменная марка всесоюзного объединения «Мелодия». В Туле стали делать не только гармони, но и баяны, аккордеоны и даже пианино.

 

 

Теперь гармонь не только развивается в технологическом направлении, но и ведет летопись страны. Появляются инструменты, посвященные 60-летию СССР, Олимпиаде 1980 года и множеству других знаковых событий. В 90-е предприятие тоже разделило судьбу своей родины и чуть не погибло.

 

 

Новейшая история гармони

 

В наши дни исторические традиции подхватила и продолжает развивать фабрика «Тульская Гармонь». Тысячи новеньких инструментов регулярно поставляются в музыкальные школы в рамках национального проекта «Культура». На самом предприятии организован музей и проводят экскурсии по территории.

 

Производство гармоней объединяет мастеров нескольких профилей. На каждом этапе есть свои тонкости, каждый цех пахнет особенно. Как в деском стихотворении:

 

Мимо столярной идешь мастерской, -

Стружкою пахнет и свежей доской.

 

 

Рождение гармони начинается с появления на свет деревянных деталей для корпусов и резонаторов. Исходный материал требует большого внимания. Ведь качество древесины сказывается на звучании инструмента. Поэтому в Тулу привозят материал, произрастающий на северных территориях нашей страны. В нем темные годовые кольца располагаются максимально близко друг к другу, за счет чего древесина отличается плотностью и устойчивостью к влажности.

 

 

Первый декорирующий этап – обтягивание деревянных деталей ярким целлулоидом. Этот материал, применяемый для изготовления фотопленки и теннисных шариков, был вожделенной мечтой всех советских мальчишек-озорников. Именно из него делали «дымовушки». Дело могло закончиться приводом в милицию, но чаще пацаны успевали удрать с места происшествия, унося с собой запах горелого целлулоида. На гармонной фабрике мальчишки, выпрашивающие обрезки «пластмасски», были частыми гостями.

 

 

Тем временем на производстве деревянные поверхности, обтянутые целлулоидом, аккуратно полируются до блеска на специальном станке с мягким валиком.

 

 

Далее элементы корпуса обклеиваются шпоном из ценных пород дерева, инкрустируются перламутром или расписываются вручную. Это настоящее художественное творчество. Рисунки и узоры только кажутся одинаковыми, а начинаешь присматриваться и видишь, что каждый из них уникален. Что касается технологии инкрустации перламутром, то она пришла в тульский гармонный промысел из оружейного декора.

 

 

Передача звука – сложнейшее явление. Чтоб гармонь обрела голос требуется до тысячи элементов. Такое многообразие позволяет добиться самых разных тембровых окрасок. Если на столярном этапе работают в основном мужчины, то с кропотливым трудом по сбору голосовых планок лучше справляются женщины.

 

 

О хорошем веселье в народе говорят: «Гуляли так, что порвали три баяна». Гармонных дел мастера присказку вспоминают, выбирая материалы для меховой камеры. Чтоб инструмент не «порвался» используют электрокартон, кожу-лайку, наносят специальное гальваническое покрытие.

 

 

Теперь, казалось бы, гармонь почти готова, и можно брать ее на гулянье. Но тут оказывается, что инструмент не в настроении. Верней, не настроен.

 

Сначала используют специальную компьютерную программу-тюнер, а потом мастер-настройщик придает звучанию все задуманные тембровые особенности и нюансы.

 

 

Процесс создания тульской гармони занимает несколько недель. И это минимум! Технологичные варианты инструмента, которые благодаря электронике могут заменить собой почти целый оркестр, или индивидуальные концертные гармони рождаются значительно дольше. Но музыканты готовы их ждать.

 

Богатый насыщенный звук концертных инструментов оценили Юрий Шатунов, Алексей Воробьев, основатель и лидер группы «Ноль» Федор Чистяков и другие музыканты, и конечно, виртуоз Павел Уханов – добрый друг Тулы и предприятия «Тульская Гармонь».

 

 

За организацию визита на предприятие благодарим гида проекта «Тула. Легенды и факты» Егора Пронина, за экскурсию – сотрудника фабрики «Тульская Гармонь» Юрия Романова.

 

 

Автор: Бренды России, источник фото.