Спиритизм - религиозно-философская доктрина, разработанная в середине XIX столетия. Название происходит от латинского слова spiritus - «душа, дух». Сторонники теории были по всему миру.
Религия и наука полностью отрицали спиритизм, не доверяя ничему, что с ним связано. Между тем желающих пообщаться с духами становилось все больше.
После коронации в 1856 году Александр II готовил масштабную реформу и ощущал острую нужду в беседе с духом покойного отца. В Россию пригласили известного европейского медиума Дэвида Юма.
«Столовращатель» провел три сеанса. На них присутствовали члены императорской семьи и некоторые приближенные из высшего света. После первого сеанса Анна Тютчева записала: «Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому».
На сеансах якобы появились духи императора Николая I и маленькой великой княжны Александры. Оба отвечали на вопросы государя Александра II, стуком указывая буквы алфавита. Император сам записывал ответы на бумаге, но они были «никчемны и пусты».
Духи не поведали государю ничего толкового, и его интерес к столовращению иссяк. Но разговоры о том, что властитель увлечен спиритизмом, уже ходили по всей стране. Это стало самой лучшей рекламой. Окутанные таинственностью сеансы вызывали и страх, и жгучее любопытство.
Среди адептов спиритизма было немало образованных людей. Но одновременно все больше появлялось откровенных шарлатанов, стремящихся заработать на увлечении людей мистикой.
На протяжении всей жизни спиритизмом живо интересовался автор «Левши» Николай Семенович Лесков. Он страстно верил в проявление невидимых потусторонних сил в мире материальном и рассматривал земную жизнь как мучительный этап на пути души к совершенству.
1 апреля 1875 года в респектабельном «Вестнике Европы» вышла статья Николая Петровича Вагнера. Автор приводил «фактические» доказательства существования духов, которые сообщали ему и другим участникам сеансов о тайнах загробного мира.
Красочные фантазии сторонников общения с духами вызывали и резкую антипатию. В частности, сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в предпоследней части романа «Господа Головлевы» описал «неистовую фантастическую оргию». Свою миссию он видел в разоблачении ложных представлений о мире, лишающих людей разума и свободной воли.
Одним из самых страстных критиков столоверчения был Федор Михайлович Достоевский. В статье «Спиритизм. Нечто о чертях. Чрезвычайная хитрость чертей, если только это черти» он представил спиритизм как явление внешне комическое, но весьма опасное по своим последствиям для христианина.
Лев Николаевич Толстой, хотя и не верил в чудеса спиритизма, интересовался ими ничуть не меньше мистически настроенного Лескова и напуганного чертями Достоевского. Когда в середине 1850-х годов в моду вошло столоверчение, он принял в этом участие и с удовлетворением записал в дневнике, что оказался сильным медиумом.
Тем временем изучением спиритических сеансов занялось Русское Физическое общество. Наблюдения ученых показали: люди сами всячески пытаются выдать желаемое за действительное.
С течением времени популярность к теориям спиритуализма угасла, и сеансы общения с духами стали проводить заметно реже.
Финская дача-музей императора Александра III могла закрыться из-за отсутствия финансирования
22/11/2024В ГИМе дали старт Дням культуры Королевства Бахрейн
20/11/2024Десятки музеев в регионах России получат поддержку на развитие инклюзивных практик
20/11/2024Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Он ушел слишком рано… Легенды о том, что Владимир Высоцкий в середине 60-х годов посещал тот и иной город, чтобы спеть на чьей-то прокуренной кухне, не первое десятилетие гуляют по всей стране.
На заре советской власти в Петрограде возникло новое объединение молодых писателей. Его участники именовали себя «Серапионовыми братьями». Декларации объединения выступали противовесом принципам пролетарской литературы.
Знаете об уникальном бренде или событии своего региона? Пришлите нам!